"Крымский Академический Русский Драматический Театр

Статья Галины Вербицкой о Вечере памяти А.Г. Новикова

НЕЗАМЕНИМЫХ НЕТ, ЕСТЬ НЕПОВТОРИМЫЕ


Звучали теплые слова об УчителеПожилая дама в элегантном вечернем платье вошла в фойе театра. Подойдя к женщине-капельдинеру, проверяющей билеты, остановилась и виновато произнесла: «Простите, кажется, я забыла пригласительный дома…». Та руками всплеснула: «Да что вы, Алла Иосифовна! Какой пригласительный?! Проходите, проходите, пожалуйста!».

Так вот она кто… А ведь где-то жены художественных руководителей не извиняются, а «строят» подчиненных мужа и двери «ногой открывают». Где-то. Но не в Крымском академическом русском драматическом театре им. М. Горького. Здесь за последние четыре десятилетия все хорошо усвоили «железные» правила, жесткие требования и порядки худрука. Даже его жена.

Недавно в Интернете прочитала возмущения киевского чиновника: его не пустили в национальную оперу, потому что, видите ли, был в шортах. Грозил судебными исками. Попробовал бы кто-то прийти в наш театр в шортах… Или принести в зрительный зал мороженое, бутылку лимонада (о пиве вообще молчу — какое пиво?!). Театр — храм искусств: драматического, музыкального, хореографического. И ни один уважающий себя человек не ходит в храм в шортах и с бутылкой.

Так было все эти годы при Новикове. И очень хочется верить, что так и будет. А что Аллу Иосифовну впустили в зал без пригласительного, так на то была причина, и весьма уважительная: вечер памяти Анатолия Григорьевича. 5 июля ему исполнилось бы 90 лет. До этого юбилея он не дожил всего пять месяцев. И еще месяц — до другого — 45-летия работы на симферопольской сцене, где поставил 141 спектакль, открыл школу-студию, осуществил масштабную реконструкцию, в результате которой в Крыму появился уникальный театральный комплекс — «империя Новикова». Через его руки, без преувеличения, в самом прямом смысле прошли каждый гвоздик, каждый кирпич, каждые доска, лампочка, плитка…

Поразительный это был человек: актер, режиссер, художник, экспериментатор, педагог, администратор, жесткий, требовательный руководитель и тонкий ценитель поэзии и живописи. Перечислять его заслуги, достоинства, почетные звания можно долго. Идя на посвященный ему вечер, я в глубине души опасалась, что все полтора-два часа будут заполнены этими самыми перечислениями, дифирамбами, воспоминаниями. С одной стороны, ничего предосудительного в этом нет, сценарии подобных вечеров, как правило, на них и построены. Но… Как сказал бы сам Анатолий Григорьевич, иронично и насмешливо: «Господа, как же все это скучно!».

К счастью, ничего подобного увидеть и услышать не пришлось. Вспоминали Мастера тепло и светло, без надрывов и всхлипываний, хотя, признаться, бывали моменты, когда голос у кого-то из ведущих предательски дрожал. Но на то они и актеры, чтобы уметь вовремя справляться с эмоциями. В том числе и этому их учил Анатолий Новиков. Рассказ о нем перемежался художественными номерами, сценами из спектаклей «Поминальная молитва», «Однажды в Датском королевстве», «Доходное место». Вечер получился добрым, камерным, я бы сказала, семейным. Ведь на него пришли люди, разделяющие мнение великого Гоголя: «Театр — кафедра, с которой можно много сказать миру добра». А такие люди, как правило, понимают друг друга с полуслова.

Сцена из спектакля «Поминальная молитва».             Интересно, они, как и я, ощущали незримое присутствие Мастера? До мурашек. До такой степени, что глаза невольно начинСцена из спектакля «Поминальная молитва»али искать его в зале: на привычном месте, крайнем справа, у двери, в которую он тихонечко входил во время спектакля. Садился и незаметно вглядывался в лица зрителей, прислушивался к репликам, анализировал реакцию: смеются? плачут? или почему-то равнодушны? почему?

Для него в работе не было ничего второстепенного, не было мелочей, чего-то — более, а чего-то — менее важного. Важным было ВСЕ. Он жил театром, дышал театром, свято чтил его традиции, хранил память о расстрелянных гитлеровцами актерах-подпольщиках группы «Сокол». Строго следил, чтобы в репертуаре не было пошлых пьес, мелкотемья. Тревожился, чтобы стены 200-летнего здания не были оклеены рекламными объявлениями и изрисованы граффити. Заботился о том, чтобы вокруг росли красивые цветы и декоративные деревца. Чтобы сюда хотелось зайти. А зайдя — остаться.

И очень приятно было слышать из уст молодых актеров заверение: «Мы будем любить театр, который он построил».

Мы — тоже.

Галина ВЕРБИЦКАЯ.

Фото Виталия ПАРУБОВА.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наш сайт использует куки. Продолжая им пользоваться, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответсвии с политикой конфиденциальности.
Согласен