"Крымский Академический Русский Драматический Театр

Милая людям

1 июля отметила юбилей заслуженная артистка Украины, лауреат золотой медали им. А. Попова Людмила Могилёва. Более полувека служит она искусству Мельпомены, пятьдесят из них — в Крымском академическом русском драматическом театре им. М. Горького.
Родом Людмила Николаевна из небольшого городка под Донецком. Трудное послевоенное детство… Маленькая Люда тогда по-настоящему и не знала, что такое театр. Просто, прочитав сказку, ребятишки начинали разыгрывать её по ролям, а заводилой у них всегда была Могилёва. Когда исполнилось шестнадцать лет, девочка, у которой и платья-то приличного не было, отправилась в большой город — Днепропетровск — в театральное училище. Во время вступительных экзаменов она в своём ситцевом наряде была похожа на свежий полевой цветок на фоне бойких горожанок.
После окончания учёбы Людмила Могилёва уехала в Могилёв (удивительное совпадение!), сыграла несколько центральных ролей на сцене местного театра. Её полюбили зрители, заметили специалисты, в прессе положительно оценивали созданные ею образы. Но надолго она там не задержалась.
В 1968 году талантливую молодую актрису пригласили в Симферополь, в театр им. М. Горького, ставший главным в её творческой судьбе. С первых ролей стало ясно, что в труппу пришла ярко выраженная лирическая героиня. Очаровательная голубоглазая блондинка сразу завоевала любовь симферопольской публики. Зрители конца 60-х — начала 70-х годов прошлого века были влюблены в гордую Диану в «Собаке на сене» и скромную Надю в комедии «Однажды в новогоднюю ночь». Именно в этой роли я впервые увидела на сцене Людмилу Николаевну. Сердце десятилетней девчонки покорила нежная героиня Могилёвой. Было это задолго до появления на телеэкранах фильма «Ирония судьбы», может, поэтому героиня комедии Рязанова и Брагинского ассоциируется у меня именно с Могилёвой, а не с Барбарой Брыльской.
С самого начала актёрская судьба Людмилы Могилёвой складывалась успешно, но по-настоящему яркий период в её творчестве начался с приходом в театр Анатолия Григорьевича Новикова.
В 1973 году он доверил ей роль Александры Кравец в спектакле «Они были актёрами», прототипом которой была Александра Перегонец. Огромная ответственность и волнение не помешали, а напротив, помогли Могилёвой создать убедительный образ прекрасной актрисы и настоящей героини подполья. В её исполнении Кравец была милой и скромной, совершенно не похожей на примадонну труппы. Далёкая от ратных дел, столкнувшись лицом к лицу с врагом, она проявила истинное мужество и бесстрашие. Работа Л. Могилёвой в спектакле «Они были актёрами» получила заслуженное признание, за исполнение роли Кравец она награждена золотой медалью им. А. Попова.
В 70-е в репертуаре Людмилы Николаевны было немало центральных ролей, она убедительно играла простых женщин и аристократок: Светлану в одноимённом спектакле, Лейди в «Орфей спускается в ад», Наташу в «Открытии» и, конечно же, Любовь Менделееву-Блок в потрясающем по силе эмоционального воздействия спектакле «Версия»… Могилёва умело проникала в суть каждого образа и проживала его на сцене так, как умеет только она. Этапным в творческой судьбе актрисы стал спектакль «Долгожданный» по пьесе А. Салынского, в котором она сыграла Нину Мытникову. Рисовала свою героиню человеком земным, в чём-то слабым, но были в её Нине внутренняя сила, умение беззаветно любить и ждать, страдать и верить в счастье.
Этой актрисе подвластно на сцене многое, она с лёгкостью перевоплощается в героинь Островского, Шекспира, Грибоедова, Гоголя. Особая страница в творчестве — чеховские образы. В начале 80-х на сцене театра-студии она сыграла Ольгу в драме «Три сестры» и Аркадину в «Чайке».
Её Ольга Прозорова была сдержанной и рассудительной, стойкой и терпеливой. И лишь в огромных глазах застыла тоска по бесцельно прожитой жизни. Неслучайно работу актрисы в этой роли высоко оценил выдающийся учёный-чеховед Зиновий Паперный.
Ирина Николаевна Аркадина — характер диаметрально противоположный. Человек, безусловно, талантливый, она честно делает своё дело. Внешне сильная, уверенная, но в глубине души — те же незащищённость и слабость.
В прошлом блиставшая в ролях героинь, сегодня Людмила Николаевна непревзойдённа в острохарактерных образах. В её биографии нет проходных работ, она убедительна всегда, даже в ролях второго плана и крошечных эпизодах. Индивидуальность пронизывает каждый её жест, каждую реплику. Трогательна и пронзительно человечна её Настасья Белугина в «Женитьбе Белугина» А. Островского, Н. Соловьёва. Героиня Могилёвой — типичная купеческая мать и жена, не очень образованная, но безмерно добрая и заботливая. Мудрость и душевная теплота отличают и её няню Марину в чеховском «Дяде Ване».
Актриса тонко чувствует природу своих героинь. Потому так убедительны и узнаваемы в её исполнении образы наших современниц. Зрителям полюбились её героини в спектаклях «Около любви» и «Осторожно! Тётки!» А. Коровкина, «Счастье моё» А. Червинского, «Выходили бабки замуж» Ф. Булякова.
Свой юбилей Людмила Николаевна встречает, работая над ролью мамы Палача, специально для неё сочинённой в сценической версии трагикомедии «Дракон» постановщиком Владимиром Магаром. А это значит — впереди у публики новые встречи с любимой актрисой.

Людмила КАСЬЯНЕНКО

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наш сайт использует куки. Продолжая им пользоваться, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответсвии с политикой конфиденциальности.
Согласен