«Крымские известия», 9 июля 2019 г.
8 июля отметила юбилей народная артистка Украины Светлана Кучеренко. Актрисой с особой статью называют её специалисты. Действительно, в ней счастливо соединились прекрасная внешность, глубокий голос и, несомненно, талант.
Родилась Светлана в Каневе, но считает себя киевлянкой, ведь в Киев привезли, когда ей было всего несколько месяцев от роду. Здесь, работая на заводе «Арсенал», она впервые приобщилась к театральному искусству. Руководитель известного на весь город народного театра пригласила Светлану в свой коллектив, в первую очередь благодаря её вокальным данным.
С. Кучеренко влюбилась в волшебный мир сцены и закулисья, однако поступать в театральный вуз решилась лишь спустя несколько лет. Когда девушка училась на 3-м курсе института им. И. Карпенко-Карого, на преддипломный показ мюзикла по «Укрощению строптивой» пришёл Анатолий Новиков, набиравший молодых актёров в труппу Крымского театра им. М. Горького. Опытный режиссёр сразу разглядел в красивой студентке незаурядные способности и пригласил в театр.
— Новиков сказал тогда: «Квартиру и большую зарплату не обещаю. Но вы будете много работать, много играть. И через четыре года будете иметь всё!» — вспоминает Светлана Павловна. — Именно большая работа меня и прельстила.
Первой серьёзной ролью на крымской сцене была Елена в спектакле «Ночью без звёзд» Александра Штейна. Вскоре после премьеры маститый театральный критик Марианна Новикова писала в «Крымской правде»: «Громко заявила о себе в лучшем смысле этого слова молодая артистка Светлана Кучеренко. Её Лена… богата не столько нарядными платьями, которые дарит муж, сколько большим внутренним миром. Игра артистки приобщает сидящих в зрительном зале к той высокой культуре чувств, которой иногда так не хватает вроде бы и хорошим людям, особенно молодым… Достоверность передачи самых сложных «кусков» роли не может не радовать…». Тепло отзывалась об этой работе и взыскательная крымская публика.
Всё это стало отличным стимулом для С. Кучеренко. А. Новиков, хорошо понимая, что её творческий диапазон достаточно широк, буквально «перебрасывал» Светлану из одного жанра в другой, из современной драматургии в классику.
Ролей было много, очень разных, непохожих: от умной и холодной Зинаиды Гиппиус в штейновской «Версии» до разбитной авантюристки Рукояткиной в «Допросе» Сергея Родионова.
С. Кучеренко везло на встречи с хорошей драматургией. Можно только позавидовать её репертуару в русской классике: здесь и Анна Каренина, и Нина в лермонтовском «Маскараде», царица Ирина в «Царе Фёдоре Иоанновиче» А. Толстого и, конечно, чеховские героини — Елена Андреевна в «Дяде Ване», Маша в «Трёх сёстрах», Аркадина в «Чайке».
Особая страница в творческой биографии Светланы Павловны — роли в спектаклях по произведениям М. Булгакова — Елена Тальберг в «Днях Турбиных» и Маргарита в «Мастере и Маргарите». Именно в роли Маргариты наиболее ярко раскрылся трагедийный дар актрисы. Маргарита-Кучеренко была страстной, сильной, способной на подвиг во имя любви.
В конце восьмидесятых Светлана Павловна уехала в Москву. Однако вскоре поняла, именно на симферопольской сцене может наиболее полно раскрыть свой творческий потенциал.
И она вернулась. Возвращение ознаменовалось яркой работой —Филуменой Мартурано в спектакле «Брак по-итальянски» по комедии Эдуардо де Филиппо.
Сегодня Светлана Кучеренко по-прежнему много и успешно работает. В её репертуаре — классические образы — Войницкая в чеховском «Дяде Ване», Чебоксарова в «Бешеных деньгах» и Кручинина в «Без вины виноватых» А. Островского. Но особенно хороша она в роли Хлёстовой в грибоедовском «Горе от ума». В этом ярком, колоритном образе актриса работает в острой, на грани гротеска, форме.
С годами Светлана Павловна всё больше тяготеет к ролям характерным, филигранно работая на стыке жанров. Теплотой, искренностью подкупают её героини в спектаклях «Постель брать будем?» А. Крыма, «Три красавицы» В. Красногорова, «Выходили бабки замуж» Ф. Булякова. В нынешнем сезоне ей посчастливилось вернуться к любимому с молодости жанру — музыкальной комедии. В «Сезоне любви» она вдохновенно исполняет роль тёти Тони, которая органично легла на индивидуальность актрисы, соединив драматические и комедийные краски.
В канун юбилея репертуар Светланы Павловны пополнился ещё одной яркой работой — в спектакле «Винтаж» по пьесе Михаила Рогожина она играет Анну Ивановну Козельскую. В недавнем прошлом успешная артистка, дочь известного дирижёра, купавшаяся в лучах популярности, она оказалась вне профессии, вдали от сына, с которым в своё время не сумела выстроить отношения. Пребывание в элитном пансионате Козельскую не устраивает, она решает уйти из жизни, но сделать это эффектно — так, чтобы о забытой актрисе вновь заговорили. С. Кучеренко создаёт характер женщины незаурядной, взбалмошной, немного экстравагантной, но при этом тонко чувствующей и способной на сопереживание. И если в начале спектакля она как истинно творческая личность живёт в своём выдуманном мире, то в финале зритель видит иную Козельскую: это уверенная в себе, заботливая и нежная женщина, смело смотрящая в завтрашний день.
Сказать, что творческая судьба С. Кучеренко сложилась удачно, — не сказать ничего. Мало кому довелось воплотить на подмостках столько разных, непохожих характеров! Количество созданных ею образов приближается к трём сотням. И думается, впереди у Светланы Кучеренко ещё немало интересных, желанных ролей.
Людмила КАСЬЯНЕНКО