ОНА БЫЛА АКТРИСОЮ
Народную артистку Украины, лауреата премии АРК Ларису Бойко ещё при жизни стали называть легендой крымской сцены. Шестьдесят два года она отдала служению искусству Мельпомены на подмостках единственного в ее жизни театра – Крымского академического русского драматического им.М.Горького.
Родилась Лариса Терентьевна 10 марта 1928 года в небольшом городе Ромны Харьковской области. Когда началась Великая Отечественная, родители ушли на фронт, а Ларису отправили в эвакуацию в Казахстан. Там девочка увлеклась точными науками и, вернувшись в Харьков, поступила в электротехнический институт. Любовь к поэзии привела Ларису в студенческий театр, здесь она поняла: вот её истинное призвание. Оставив технический вуз после первого курса, Бойко кардинально изменила судьбу – поступила в Харьковский театральный институт, где ее мастерами стали профессора Иван Марьяненко и Алексей Глаголин.
В 1948 году в Харьков на гастроли приехал Крымский госдрамтеатр им.М.Горького. -Студентка Бойко, пересмотрев весь репертуар, была покорена мастерством симферопольских артистов и твердо решила, работать будет только в этом театре. В 1950 году Лариса Бойко впервые ступила на подмостки симферопольского театра. Она работала с великим Павлом Гайдебуровым, была любимой сценической партнершей Николая Мартона и Александра Голобородько. Её репертуар насчитывает более 350 разноплановых ролей. Одной из первых больших удач актрисы стала Варя в «Дикарке» А.Островского, Н.Соловьева. Юная, тоненькая, как тростинка, с огромными голубыми глазами, актриса буквально завораживала публику.
В 50-60-е годы прошлого века Лариса Терентьевна много работала в произведениях советских авторов. Особенно близка была ей драматургия Алексея Арбузова, Лариса Терентьевна играла Валю в «Иркутской истории», Любу в «Домике на окраине», Наташу в «Потерянном сыне». Событием в судьбе актрисы стала роль Тани в спектакле по одноименной пьесе. Завзятые театралы, видевшие спектакль, рассказывали, что работа Бойко поражала смелым, резким контрастом музыкальности интонаций с немотой отчаяния в сцене смерти сына. В результате в роли высекались искры подлинного лиризма. Актриса убедительно раскрывала внутреннюю эволюцию своей героини: от наивной жены-домохозяйки до решительного врача, спасающего жизни людей. Таня-Бойко все принесла в жертву своей любви. Суровые удары судьбы заставили её очнуться от иллюзий. Но при этом актриса показывала, что Таня не очерствела сердцем, душа её осталась чистой и нежной. Сильно проводила Бойко сцену последней встречи Тани с бывшим мужем. Зрители видели, ценой каких огромных усилий она брала себя в руки, чтобы не выдать волнения, и вдруг понимала, что тот Герман, о котором она думала все три года – всего лишь плод её фантазий… Наваждение прошло.
Спустя полтора десятилетия Лариса Терентьевна вновь встретилась с драматургией Арбузова: в пьесе «Старомодная комедия» она сыграла Лидию Васильевну. Её героиня была и трогательной и комичной, и нелепой. Но самое главное – она была глубоко человечной. В огромных глазах актрисы читалась непростая биография героини, её одиночество. И вдруг пришла любовь… Лидия Васильевна – Бойко преображалась на глазах.
Знаковой в судьбе актрисы стала роль Софьи в «Последних» Максима Горького, впервые сыгранная ею ещё в дипломном спектакле. В постановке, осуществленной А.Новиковым в 1973 году, Бойко подчеркивала тоску бессилия своей героини, жены пьяницы и развратника. В трактовке актрисы Софья не менее Ивана виновна в происходящем в доме Коломийцевых. Она отчетливо понимала, в том, что дети оказались на краю пропасти, есть и ее вина. Но ничего изменить не могла, потому и металась, подобно зверю в клетке.
У Ларисы Терентьевны был непростой характер, она умела отстаивать свой взгляд на трактовку роли и режиссерам приходилось нелегко с непредсказуемой актрисой. Однако зачастую неожиданный подход помогал отыскать ту необходимую изюминку образа, которая делала его ярким и запоминающимся.
В драме «Новоселье в старом доме» героиня Бойко Дарья Власьевна была центром притяжения, тем духовным камертоном, по которому сверяли свои поступки другие персонажи спектакля. В работе актрисы были и острая характерность, и лиризм, и мощное эпическое звучание. После просмотра спектакля автор пьесы Александр Кравцов писал Ларисе Терентьевне: «В Вас много от ленинградки: слияние внутренней жесткости и простоты, грубоватость рабочего человека с такой же силы добротой и подлинной интеллигентностью, вовсе не внешнего порядка».
Бойко замечательно чувствовала гротеск, трагикомедию, это качество ярко проявилось в роли Эдды в спектакле «Бабочка… Бабочка…» по пьесе известного итальянского драматурга Альдо Николаи. Героиня Бойко, стареющая фантазерка и псевдоаристократка, жила в мире пустых грёз, ставших для нее своего рода панацеей от мыслей о прошлом. Выдуманная жизнь Эдды – яркие радужные воспоминания, реальное же прошлое – терзания одинокой души, эгоизмом доведшей себя до полного жизненного краха. Бойко осуждала свою героиню, но при этом и сочувствовала ей.
Эдда – Бойко была одновременно и эксцентричной, и экстравагантной, и жалкой.
За иллюзиями, пытаясь сохранить давно утраченное главенство в семье, пряталась её Аманда в спектакле «Стеклянный зверинец» Теннесси Уильямса. В этой роли Бойко все время существовала на границе разных душевных состояний: жизнерадостность, уже давно не находящая подкрепления, в любой момент могла обернуться безысходным отчаянием. Её Аманда страдала вдвойне: за свою нескладную жизнь и за изломанные судьбы детей.
Лариса Терентьевна всегда подчеркивала, что для актера главное проникнуть в глубину характера своего героя. Часто ей доводилось играть женщин сложной судьбы, создавать образы неоднозначные.
Тонко, не допуская фальши, работала Бойко в спектакле «Жизнь – это две женщины» Стефана Цанева. Её героиня – Секула – простая болгарская крестьянка, всеми корнями вросшая в родную землю. В деревне её считают колдуньей. Сама пьеса, в которой переплелись философия и болгарский фольклор, непроста для воплощения, по сути это притча. Героиня Бойко в этом сложном по своей тональности спектакле воплощала не только материнское начало, но и как бы концентрировала в себе земную силу и житейскую мудрость. Помню, как нелегко давалась актрисе эта роль, но, несмотря на все сложности, образ получился полнокровным, запоминающимся.
Дважды довелось Ларисе Терентьевне работать в постановках шекспировской хроники «Ричард III»: в спектакле, поставленном М.Владимировым в 1974 году, она играла королеву Елизавету, в постановке А.Новикова 1992 года – королеву Маргариту. Героиня Бойко была страшна в своей жажде мести. По сути Маргарита в ее трактовке была символом братоубийственных раздоров и страшных потерь.
В 2007 году Лариса Терентьевна по личным обстоятельствам на время покинула театр, посвятив себя педагогической деятельности. Но коллеги и зрители верили, что любимая актриса вернется на сцену. Тогда-то А.Г.Новиков дал мне задание найти пьесу, в которой была бы роль, полностью попадающая на индивидуальность Бойко. Таким произведением оказалась пьеса Петра Гладилина «Афинские вечера». В январе 2009 года Лариса Терентьевна триумфально вернулась на сцену единственного в её жизни театра. Героиня Бойко Анна Павловна Ростопчина прожила долгую жизнь, полную трагедий и утрат, но при этом сохранила светлый взгляд на мир. «Образ, созданный актрисой, вышел за рамки рассказа о судьбе человека и превратился в рассказ о способе жить – мудро, с внутренним достоинством, с уверенностью в собственных силах», – отмечала в статье «…Быть правдой, чтобы стать искусством» журналист Галина Вербицкая. «Афинские вечера» вызвали резонанс в театральных кругах Крыма, спектакль шел на аншлагах, публика стремилась увидеть любимую актрису в новой роли.
Увы, роль Ростопчиной стала прощанием Ларисы Бойко с миром театра. 20 марта 2012 года она ушла из жизни.
Людмила Касьяненко,
руководитель литературно -драматургической части Крымского академического русского драматического театра им. М. Горького