"Крымский Академический Русский Драматический Театр

К 90-летию народной артистки Украины Ларисы Бойко

ОНА БЫЛА АКТРИСОЮ

Народную артистку Украины, лауреата премии АРК Ларису Бойко ещё при жизни стали называть легендой крымской сцены. Шестьдесят два года она отдала служению искусству Мельпомены на подмостках единственного в ее жизни театра – Крымского академического русского драматического им.М.Горького.

Родилась Лариса Терентьевна 10 марта 1928 года в небольшом городе Ромны Харьковской области. Когда началась Великая Отечественная, родители ушли на фронт, а Ларису отправили в эвакуацию в Казахстан. Там девочка увлеклась точными науками и, вернувшись в Харьков, поступила в электротехнический институт. Любовь к поэзии привела Ларису в студенческий театр, здесь она поняла: вот её истинное призвание. Оставив технический вуз после первого курса, Бойко кардинально изменила судьбу – поступила в Харьковский театральный институт, где ее мастерами стали профессора Иван Марьяненко и Алексей Глаголин.

В 1948 году в Харьков на гастроли приехал Крымский госдрамтеатр им.М.Горького. -Студентка Бойко, пересмотрев весь репертуар, была покорена мастерством симферопольских артистов и твердо решила, работать будет только в этом театре. В 1950 году Лариса Бойко впервые ступила на подмостки симферопольского театра. Она работала с великим Павлом Гайдебуровым, была любимой сценической партнершей Николая Мартона и Александра Голобородько. Её репертуар насчитывает более 350 разноплановых ролей. Одной из первых больших удач актрисы стала Варя в «Дикарке» А.Островского, Н.Соловьева. Юная, тоненькая, как тростинка, с огромными голубыми глазами, актриса буквально завораживала публику.

В 50-60-е годы прошлого века Лариса Терентьевна много работала в произведениях советских авторов. Особенно близка была ей драматургия Алексея Арбузова, Лариса Терентьевна играла Валю в «Иркутской истории», Любу в «Домике на окраине», Наташу в «Потерянном сыне». Событием в судьбе актрисы стала роль Тани в спектакле по одноименной пьесе. Завзятые театралы, видевшие спектакль, рассказывали, что работа Бойко поражала смелым, резким контрастом музыкальности интонаций с немотой отчаяния в сцене смерти сына. В результате в роли высекались искры подлинного лиризма. Актриса убедительно раскрывала внутреннюю эволюцию своей героини: от наивной жены-домохозяйки до решительного врача, спасающего жизни людей. Таня-Бойко все принесла в жертву своей любви. Суровые удары судьбы заставили её очнуться от иллюзий. Но при этом актриса показывала, что Таня не очерствела сердцем, душа её осталась чистой и нежной. Сильно проводила Бойко сцену последней встречи Тани с бывшим мужем. Зрители видели, ценой каких огромных усилий она брала себя в руки, чтобы не выдать волнения, и вдруг понимала, что тот Герман, о котором она думала все три года – всего лишь плод её фантазий… Наваждение прошло.

Спустя полтора десятилетия Лариса Терентьевна вновь встретилась с драматургией Арбузова: в пьесе «Старомодная комедия» она сыграла Лидию Васильевну. Её героиня была и трогательной и комичной, и нелепой. Но самое главное – она была глубоко человечной. В огромных глазах актрисы читалась непростая биография героини, её одиночество. И вдруг пришла любовь… Лидия Васильевна – Бойко преображалась на глазах.

Знаковой в судьбе актрисы стала роль Софьи в «Последних» Максима Горького, впервые сыгранная ею ещё в дипломном спектакле. В постановке, осуществленной А.Новиковым в 1973 году, Бойко подчеркивала тоску бессилия своей героини, жены пьяницы и развратника. В трактовке актрисы Софья не менее Ивана виновна в происходящем в доме Коломийцевых. Она отчетливо понимала, в том, что дети оказались на краю пропасти, есть и ее вина. Но ничего изменить не могла, потому и металась, подобно зверю в клетке.

У Ларисы Терентьевны был непростой характер, она умела отстаивать свой взгляд на трактовку роли и режиссерам приходилось нелегко с непредсказуемой актрисой. Однако зачастую неожиданный подход помогал отыскать ту необходимую изюминку образа, которая делала его ярким и запоминающимся.

В драме «Новоселье в старом доме» героиня Бойко Дарья Власьевна была центром притяжения, тем духовным камертоном, по которому сверяли свои поступки другие персонажи спектакля. В работе актрисы были и острая характерность, и лиризм, и мощное эпическое звучание. После просмотра спектакля автор пьесы Александр Кравцов писал Ларисе Терентьевне: «В Вас много от ленинградки: слияние внутренней жесткости и простоты, грубоватость рабочего человека с такой же силы добротой и подлинной интеллигентностью, вовсе не внешнего порядка».

Бойко замечательно чувствовала гротеск, трагикомедию, это качество ярко проявилось в роли Эдды в спектакле «Бабочка… Бабочка…» по пьесе известного итальянского драматурга Альдо Николаи. Героиня Бойко, стареющая фантазерка и псевдоаристократка, жила в мире пустых грёз, ставших для нее своего рода панацеей от мыслей о прошлом. Выдуманная жизнь Эдды – яркие радужные воспоминания, реальное же прошлое – терзания одинокой души, эгоизмом доведшей себя до полного жизненного краха. Бойко осуждала свою героиню, но при этом и сочувствовала ей.
Эдда – Бойко была одновременно и эксцентричной, и экстравагантной, и жалкой.

За иллюзиями, пытаясь сохранить давно утраченное главенство в семье, пряталась её Аманда в спектакле «Стеклянный зверинец» Теннесси Уильямса. В этой роли Бойко все время существовала на границе разных душевных состояний: жизнерадостность, уже давно не находящая подкрепления, в любой момент могла обернуться безысходным отчаянием. Её Аманда страдала вдвойне: за свою нескладную жизнь и за изломанные судьбы детей.

Лариса Терентьевна всегда подчеркивала, что для актера главное проникнуть в глубину характера своего героя. Часто ей доводилось играть женщин сложной судьбы, создавать образы неоднозначные.

Тонко, не допуская фальши, работала Бойко в спектакле «Жизнь – это две женщины» Стефана Цанева. Её героиня – Секула – простая болгарская крестьянка, всеми корнями вросшая в родную землю. В деревне её считают колдуньей. Сама пьеса, в которой переплелись философия и болгарский фольклор, непроста для воплощения, по сути это притча. Героиня Бойко в этом сложном по своей тональности спектакле воплощала не только материнское начало, но и как бы концентрировала в себе земную силу и житейскую мудрость. Помню, как нелегко давалась актрисе эта роль, но, несмотря на все сложности, образ получился полнокровным, запоминающимся.

Дважды довелось Ларисе Терентьевне работать в постановках шекспировской хроники «Ричард III»: в спектакле, поставленном М.Владимировым в 1974 году, она играла королеву Елизавету, в постановке А.Новикова 1992 года – королеву Маргариту. Героиня Бойко была страшна в своей жажде мести. По сути Маргарита в ее трактовке была символом братоубийственных раздоров и страшных потерь.

В 2007 году Лариса Терентьевна по личным обстоятельствам на время покинула театр, посвятив себя педагогической деятельности. Но коллеги и зрители верили, что любимая актриса вернется на сцену. Тогда-то А.Г.Новиков дал мне задание найти пьесу, в которой была бы роль, полностью попадающая на индивидуальность Бойко. Таким произведением оказалась пьеса Петра Гладилина «Афинские вечера». В январе 2009 года Лариса Терентьевна триумфально вернулась на сцену единственного в её жизни театра. Героиня Бойко Анна Павловна Ростопчина прожила долгую жизнь, полную трагедий и утрат, но при этом сохранила светлый взгляд на мир. «Образ, созданный актрисой, вышел за рамки рассказа о судьбе человека и превратился в рассказ о способе жить – мудро, с внутренним достоинством, с уверенностью в собственных силах», – отмечала в статье «…Быть правдой, чтобы стать искусством» журналист Галина Вербицкая. «Афинские вечера» вызвали резонанс в театральных кругах Крыма, спектакль шел на аншлагах, публика стремилась увидеть любимую актрису в новой роли.

Увы, роль Ростопчиной стала прощанием Ларисы Бойко с миром театра. 20 марта 2012 года она ушла из жизни.

 Людмила Касьяненко, 

руководитель литературно -драматургической                                                                                                                        части Крымского академического русского                                                                                                                                         драматического театра им. М. Горького

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наш сайт использует куки. Продолжая им пользоваться, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответсвии с политикой конфиденциальности.
Согласен