"Крымский Академический Русский Драматический Театр

ПОЛЮБИТЕ ТЕАТР ТАК, КАК ЛЮБЛЮ ЕГО Я

Очередное признание в любви к Крымскому академическому русскому драматическому театру им. М. Горького сделала заслуженный деятель искусств Крыма Людмила Касьяненко, представив свою новую книгу из серии «Храм Мельпомены» — о славной истории театра, которому посвятила более трёх десятилетий жизни.

Держу в руках небольшую книгу. Ещё не читая, знаю наверняка: очередное путешествие, а это уже третье издание из серии «Храм Мельпомены», в закулисье Крымского русского театра будет захватывающим и увлекательным. Впрочем, как и два предыдущих. Неудивительно, что в свободной продаже их не найдёшь — быстро разлетелись.

 

 

 

 

Л. КасьяненкоПервая книга, вышедшая в свет в 2007 году, посвящена истории театра в период с двадцатых годов ХIХ века до пятидесятых ХХ века. Автор представила её через портреты великих русских и зарубежных актёров, игравших на сцене в тот период. Многие читатели, в числе которых и заядлые театралы, с удивлением открывали для себя интересные крымские страницы из жизни выдающихся артистов Михаила Щепкина, Гликерии Федотовой, Митрофана Иванова-Козельского, Марко Кропивницкого, Марии Савиной, Веры Комиссаржевской, братьев Адельгейм, Фаины Раневской, Исаака Дунаевского, Ваграма Папазяна, Михаила Царёва, Александры Перегонец, Михаила Названова, Анатолия Добкевича, Павла Гайдебурова…

— Работая над ней, я отметила для себя, что некоторые названия спектаклей, такие, как «Ревизор», «Царь Фёдор Иоаннович», повторялись в репертуаре Крымского русского театра в знаковые для него моменты. И захотелось проследить, как играли на нашей сцене «Ревизора», начиная от Михаила Щепкина. Так появился «Храм Мельпомены-2», где речь идёт о постановках выдающихся произведений русской и нескольких пьес зарубежной классики. Книга вышла осенью 2010 года, — рассказала Людмила Григорьевна.

Вехи большого путиНад «Храмом Мельпомены-3» автор работала вдвое дольше, чем над вторым изданием.

— Пауза между второй и третьей книгами — 7 лет, потому что не раз меняла концепцию того, о чём хотелось бы рассказать: в этот период произошло много значимых событий как в жизни страны, так и в судьбе нашего театра. Долго искала структуру, определяла персоналии, о которых хотелось поведать. Остановилась на варианте рассказа о жизни театра в разное время через призму собственных ощущений. Поэтому в книге три раздела. Первая глава — об актёрах и режиссёрах, работавших на нашей сцене в первой половине XX века. Здесь же рассказ о творчестве Сергея Найдёнова — известного русского драматурга. Он не был напрямую связан с симферопольским теат-ром, но Найдёнов долгие годы жил в Крыму, много лет у нас с успехом идёт спектакль по его пьесе  «Дети Ванюшина», вошедший в золотой фонд репертуара.

В эту же главу включён и очерк «Пусть же павшие в бою будут всегда близки вам». Это рассказ о подвиге группы «Сокол». Вторая часть — «О тех, кого помню» — объединила воспоминания о людях, которых мы хорошо знали, восхищались их талантом: легендарном художественном руководителе Анатолии Новикове— человеке-эпохе в истории не только нашего, но советского, постсоветского и российского театра, любимцах симферопольской публики Ларисе Бойко и Валерии Шитовалове, Елизавете Сергеевой. С ними я работала, видела их в лучших сценических образах.

Вехи большого путиТретья глава — «Записки завлита» — и есть мои субъективные ощущения: включила рассказ о наиболее дорогих мне постановках 80—90-х годов.

Прочитав «Храм Мельпомены-3», в очередной раз пора-зилась умению автора вместить весь свой богатый опыт (в стенах ставшего родным театра она проработала 35 лет), эмоции, исследования в формат небольшой книги. Поражает и её умение просто и интересно подать документальную в общем-то информацию, проводя любопытные параллели. Людмила Григорьевна исследовала сотни страниц архивных материалов, мемуаров, специальную литературу, газеты и журналы. Проанализировала и систематизировала всю информацию, пропустив её через душу и сердце. А потом издала за собственные средства. Это ли не настоящая любовь к Театру?

Летят телеграммы

Заслуженный журналист Крыма Галина Вербицкая написала в предисловии к «Храму Мельпомены-3»: «Спасибо, Людмила Григорьевна, и низкий поклон за возможность путешествовать во времени, видеть оживающие на каждой странице вашей книги события, слышать голоса людей, которые так много могут рассказать нам, нынешним. Всем, кто способен увидеть, услышать, понять. А главное — за возможность знать и помнить».

С выходом в свет нового издания Людмилу Касьяненко поздравили друзья и коллеги. Они приготовили в подарок цветы, романсы, театральный капустник и тёплые слова.

— Она влюблена в наш театр. Благодаря Людмиле Григорьевне, её исследовательскому труду мы знаем, какие люди работали здесь до нас 50—70 и более лет назад, кто создавал славу Крымскому академическому русскому драматическому театру им. М. Горького. Выход в свет очередного издания из серии «Храм Мельпомены», без преувеличения, событие в культурной жизни полуострова, — подчеркнул на презентации директор театра Александр Ермачков.

— Очень прошу не останавливаться! Подрастает прекрасное поколение актёров, уже заявивших о себе. Необходимо и дальше исследовать священнодействие на этих подмостках, — обратился к автору народный артист Украины Виктор Навроцкий.

Цветы, романсы, театральный капустник и тёплые слова — подарок от коллегКто не смог прийти на презентацию, прислал поздравительные телеграммы. Вот слова нескольких из них. Председатель Гильдии драматургов России и Общественного совета Министерства культуры РФ, писатель Юрий Поляков: «Блестящий знаток истории театра, опытный завлит, вы много делаете, чтобы ваш театр был лучшим не только в Крыму, но и в России». Драматург Валентин Красногоров: «Благодаря вашему труду Крымский театр предстаёт не оторванным бастионом культуры на далёком полуострове, но неразрывной частью единого российского театрального организма… Остаётся пожелать книге счастливой судьбы, а её автору — продолжения этой замечательной работы». Александр Коровкин, драматург: «Театр всегда жил и живёт такими одержимыми людьми, для которых главное — театр в себе, а не ты в театре. Мне в жизни много встречалось именно таких, честно и преданно служащих Мельпомене. И моя творческая судьба сложилась именно благодаря им. Я уверен, даже абсолютно убеждён, что и вы заронили в кого-то своими опытом, трудом и порядочностью, образом мышления, искренним служением сцене семена и зёрнышки этого настоящего нашего общего дела. Примите слова восхищения и самые добрые поздравления». Актриса, режиссёр, дочь народного артиста СССР Владимира Кенигсона Наталья Кенигсон-Хансен: «Столь необходимая сегодня книга Людмилы Касьяненко «Храм Мельпомены-3» для театра — божественное продолжение памяти. Оно свершилось и отныне незыблемо… Увы, театральный мир превратился в не помнящих родства иванов, не знающих историю русского театра, его режиссёрских и актёрских талантов. В Крымском академическом русском драматическом театре им. М. Горького достойно хранят память о тех, кто создавал его блестящую репутацию. Для того, чтобы издать эту книгу, потребовалось много труда и знаний её автора — заведующего литературной частью Людмилы Касьяненко, к которой я обращаю слова благодарности, ибо это и есть мозг театра».

Цветы, романсы, театральный капустник и тёплые слова — подарок от коллегЮрий Лошадкин-Шрадер, ак-тёр и художник: «У каждого творческого человека возникает потребность оглянуться назад и собрать разрозненные следы проделанной работы под одну обложку. Книга «Храм Мельпомены-3» состоит из нескольких разделов, куда вошли исторические эссе, исследования, творческие портреты и заметки о значительных постановках. Когда прозаик собирает свои рассказы в сборник, это никого не удивляет. Когда поэт складывает в циклы стихи, все принимают это как должное. Сборник статей театрального критика и историка — скорее пасынок литературной практики. Третья книга Людмилы Григорьевны — настоящий портрет театра, людей, которые ему служили. Это признание в любви к Храму Мельпомены».

Любители театра — в ожидании следующей презентации — сборника трёх изданий «Храма Мельпомены» под одной обложкой или четвёртого, отдельного издания ставшего популярным цикла. Будет ли это, прямого ответа автор пока не даёт. Но, зная характер Людмилы Григорьевны, мало кто сомневается, что продолжение последует.

Елена ШАСТУН

Фото автора 

Источник: http://new.crimiz.ru/rubriki/100-kultura-iskusstvo-obrazovanie-nauka/6631-polyubite-teatr-tak-kak-lyublyu-ego-ya

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наш сайт использует куки. Продолжая им пользоваться, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответсвии с политикой конфиденциальности.
Согласен