Премьера в Русском
Новая мощная волна в Русском театре им. Горького начинает подниматься. Состоялась вторая весенняя премьера. Главный режиссер театра, Юрий Фёдоров поставил пьесу Никиты Воронова «Страсти по Торчалову» .
Пьеса «Страсти по Торчалову» была написана в 1997 г., в сложнейший период для истории России. Она поражает глубиной поставленных автором вопросов, меткостью, остроумием и тонким грустным юмором. Достоинства этого произведения в своё время привлекли внимание Льва Дурова, который первым поставил по нему спектакль в Театре на Малой Бронной. Тот спектакль до сих пор идет в театре. Сегодня интерес к пьесе возрос и наш Русский театр Горького, как и было обещано на последней пресс-конференции, – тоже влился в эту волну театральной современности. Режиссер-постановщик спектакля, заслуженный артист Украины Юрий Фёдоров привнёс в свой спектакль дополнительные краски: удивительную философичность и некую притчевость, элементы гротеска, народного простодушия и мудрости, а также ненавязчивую комедийность.
Спектакль буквально завораживает, а мизансцены, словно мыслеформы, возникают будто ниоткуда и перетекают одна в другую естественно и в тоже время парадоксально. Наверное, это и есть высшее мастерство режиссуры, когда в спектакле нет ничего надуманного и раздражающего. Наоборот, всё органично и тщательно продуманно до мелочей, включая реквизит, детали одежды (и даже татуировку героя на спине). В спектакле есть всё необходимое высококлассному театральному произведению. Он заставляет задуматься о смысле бытия, пересмотреть свои спорные поступки и приступить к серьезным жизненным преобразованиям.
Режиссер нестандартно определил жанр своей постановки – некомедия. «Сегодня мы живем в мире вывернутых наизнанку критериев и ценностей», – говорит Юрий Фёдоров – «Кажется, что навсегда утрачены доброта, любовь, порядочность, честность. Суетно проживаем жизнь, не желая подвергать её морально-нравственному анализу. Наш спектакль – это художественно-гипотетическая возможность задать себе много неудобных вопросов».
Действие спектакля происходит в своеобразном чистилище – где-то между жизнью и загробным миром. Это еще не «станция», как говорят герои спектакля, это «полустанок» и для того чтобы «отправиться дальше», его обитатели должны вспомнить свой самый главный грех, совершенный при жизни. Здесь оказываются все завершившие свой жизненный путь, независимо от пола, должности и века проживания. Сюда «пребывает» и главный герой пьесы Павел Максимович Торчалов – бывший партиец, а позже – реформатор. Но классификация греха здесь неоднозначна (в чем собственно спор и причина вопросов у сторонников классической веры) – здесь грехом считается даже неубийство мерзкого человека. Ведь в Писании сказано: «Не убий!». Но в этом-то и есть интеллектуально-философская составляющая спектакля: в отсутствии указующего перста и однозначных ортодоксальных оценок. Нравственность в спектакле рассматривается не с точки зрения религии или теологии, а как высшее метафизическое содержание Человека, как альфа и омега всех наших духовных поисков, чувствований и деяний. Во время просмотра спектакля испытываешь мощный катарсис. А ведь это главное предназначение театра! Подлинное и глубокое сопереживание героям, понимание высшей гармонии мира и вселенского предназначения не покидает тебя в течении всего спектакля. Это высшая похвала режиссеру спектакля и артистам в нем занятым. Они предоставляют зрителю возможность максимально честно заглянуть в себя, дать самому себе отчет о прожитой до данного момента жизни.
Об артистах нужно сказать отдельно. Распределение ролей не просто удачное, каждый актер предельно убедителен и точен в своем рисунке роли. Ни у кого нет этой извечной актерской фальши, неминуемых проколов и неизбежной театральной вампуки. Ролевые партитуры прописаны мастерски и филигранно. Практически у каждого персонажа в спектакле есть свой ключевой монолог и все они сделаны актерски безукоризненно, пронзительно до слез и мурашек по спине. Редко в каком спектакле можно встретить такой замечательный актерский ансамбль. Браво!
Музыкальное решение максимально усиливает эмоциональное ощущение от сценического действия. Тут, повторюсь, всё продумано, включая сценографию (В. Новиков) и ключевые мизансцены. И конечно же уходы героев «туда» сделаны режиссерски первоклассно! (Они дважды сопровождались бурными зрительскими аплодисментами.) Спектакль смотрится на одном дыхании, а потом долго размышляешь. Такое давно забытое театральное послевкусие. «Страсти по Торчалову» – завораживающая фантасмагория, своего рода театрально-философский деликатес, многослойный по мысли настолько, что этот спектакль хочется посмотреть ещё раз. Одним словом – мощно, глубоко и очень талантливо! Это бесспорная удача театра!
Какова цена твоих поступков? Чего ждать после смерти? Что будет положено «там» на чашу твоих весов? По какому кругу ты проживаешь свою жизнь, и кто это решает? Почему круг для некоторых может оказаться квадратным? И как жить дальше? Вот главные вопросы, на которые хочется найти ответы при просмотре этого спектакля.
Роли в спектакле исполняют: народные артисты Украины А. Бондаренко и В. Юрченко, заслуженные артисты Украины И. Бондзик, Л. Федорова, С. Ющук, заслуженные артисты АРК Ж. Бирюк, Э. Погосян, артисты Н. Станиславская, А. Навроцкий, А. Денисенко, А. Шарыпов, А. Клепс.
Елена Пущаева