«Васса как предчувствие»
6 февраля 2019
Газета «Крымские известия», 6 февраля 2019 г.
В Крымском академическом русском драматическом театре им. М. Горького — снова Горький. Спектакль «Васса Железнова» — подарок к 150-летию со дня рождения выдающегося драматурга, творчество которого по-прежнему актуально. Правда, сегодня Горький воспринимается несколько иначе, чем, скажем, полвека назад. Пророчества главного «буревестника» русской революции наши современники видят уже в контексте нынешних реалий. Не стала исключением и эта премьера.
Жизнь «бизнес-леди» Вассы Железновой, твёрдой рукой держащей штурвал речного пароходства Железновых-Храповых, как в театре, проходит «на сцене» и «за кулисами». Сцена — обрамлённый парадным малиновым занавесом кабинет — святилище, где заключаются контракты, решаются вопросы, крутятся деньги. А вот за кулисами всё не так радужно. В тёмных углах, как призраки, прячутся грязные и неприглядные секреты богатого и уважаемого семейства — распутник-муж, брат — пьяница и гуляка, умирающий за границей сын. Да и дочери тревожат всё больше. Старшая, Наталья, уже давно распивает портвейн в компании дяди, а младшая, Людмила, с рождения живёт в своём придуманном мире.
Есть в этой двойной жизни и незримый элемент — предчувствие. Кажется, происходящее на сцене — только пролог к чему-то важному, неизбежному, непонятному и потому — тревожному и страшному. Подвыпившая Людмила драматично скандирует «Марсельезу», но не она здесь в главной роли. Настоящая революционерка в этой семье — невестка Рашель: красивая, яркая, с праведным огнём в глазах и решимостью идти до конца в борьбе за иллюзорное светлое будущее.
Спектакль «Васса Железнова» в постановке Юрия Фёдорова — попытка увидеть происходящее не в привычном «советском» контексте. Здесь нет положительных героев и злых гениев. Но есть явное ощущение приближения конца, чувство безысходности, тупиковости происходящего. Усилия Вассы Борисовны спасти семейное дело по сути бессмысленны. Потому что продолжить её дело просто некому: пресыщенное деньгами и бездеятельностью семейство не способно подхватить эстафету.
Играть Горького сегодня непросто — «хрестоматийный глянец» давно в прошлом. Но означает ли это, что творчество классика утратило актуальность? Напротив — именно сейчас наследие драматурга нуждается в подлинном осмыслении, свободном от идеологической шелухи. И, похоже, создатели спектакля пошли по этому пути. Их герои ярки, естественны и правдивы. Великолепен Игорь Бондзик в роли гуляки Прохора Храпова. Яркий дуэт противоположностей представляют зрителям сёстры Железновы — Кристина Овчаренко (Наталья) и Валентина Шляхова (Людмила). И образ секретарши главной героини Анны Оношенковой Елене Сорокиной явно удался. Трагична в роли революционерки Рашель Жанна Бирюк, порадовавшая зрителей прекрасным вокалом. А что же исполнительница роли главной героини? Людмила Фёдорова в роли Вассы — та самая «человеческая женщина», которую видит в матери блаженная Людмила, слабая в своей силе и сильная в слабости, понимающая, что семейное предприятие, которому она посвятила жизнь, ради которого принесла самые большие жертвы, в итоге просто развалится, исчезнет.
Но пресловутой «лакмусовой бумажкой» для всех оказывается персонаж, на сцене так и не появившийся. Это маленький Коля, внук Вассы и сын Рашели. Вокруг малыша, отправленного Железновой в деревню, разворачиваются противостояние невестки и свекрови, интриги сестёр и дяди, советующих «Раше» похитить малыша у деспотичной бабки. Но проверки на любовь не выдерживают обе женщины: Васса видит в Коле только потенциального наследника семейного дела, а Рашель мечтает спихнуть ребёнка сестре за границу, а сама, не щадя живота своего, приближать счастье народное.
О чём этот спектакль? О том, что самая передовая и смелая идея не заменит объятий собственного ребёнка; о том, что даже самое большое богатство не сделает семью счастливой; о том, что жизнь без любви и искренних отношений пуста и бесплодна. Горьковский и сегодня остаётся верен себе: история страны, показанная через жизнь семьи, — главная традиция старейшего театра Крыма. И именно она помогает актёрам и режиссёру найти самый короткий, самый верный путь к сердцу зрителя.
Марина ГУСАРОВА