"Крымский Академический Русский Драматический Театр

«В театр с парадного входа»

17 октября 2018

https://c-pravda.ru/news/2018-10-15/v-khram-melpomeny—s-paradnogo-vkhoda

Газета «Крымская правда» от 13 октября 2018.

Неизбежная смена руководства любого театра волнительна не только для его труппы и зрителей, но, конечно же, и для самого «сменщика». Особенно если это происходит в неблагоприятных для театра условиях, выбивших его коллектив из накатанной колеи.

С 20 апреля, по решению суда Центрального района Симферополя, здание Крымского академического русского драматического театра им. М. Горького признано небезопасным. Причина — несовершенство противопожарной аппаратуры, зафиксированное сотрудниками МЧС. Наскоком проблему не решить: для этого надо найти кругленькую сумму.
Не каждый в аварийной для «корабля» ситуации решится стать у штурвала, который 45 лет не выпускал из рук один человек. Тем более такой, как Анатолий Григорьевич Новиков: «командор», как его называли окружающие, «прораб», как говорил он сам.
Сведения о новом руководителе мы опубликовали 2 июня — после вступления Владимира Магара в должность. Повторяться не будем. Интереснее узнать его взгляд на репертуар, планы на будущее, нашёл ли он общий язык с труппой.
— Будет ли меняться принципиальный подход к репертуару? В этом театре многие годы поддерживался разумный баланс классики и современной драматургии. Сохранится это равновесие или будет отдано предпочтение чему-то одному?
— Классику я очень люблю, — признался Владимир Владимирович. — В Севастопольском театре им. А. В. Луначарского, где работал ранее, только классику и ставил. Мне даже предъявляли претензии: почему современные пьесы не ставлю? На что отвечал: сколько той жизни, чтобы успеть хотя бы какую-то часть классики поставить. Великой русской классики, да и зарубежной. Но русская классика меня всё-таки больше волнует, потому что это мощная драматургия. Я ставил Толстого, Чехова, Лермонтова, Островского… Считаю, что классика должна преобладать в русском академическом театре такого формата, с такой мощной труппой.
— Есть современные драматурги, доверяющие этому театру первопрочтение своих пьес. Сотрудничество с ними продолжится?
— Если их пьесы будут соответствовать моему эстетическому вкусу, то есть хорошие современные пьесы есть, тогда ставить их будем.
— Как относитесь к тому, что многие театры на потребу публике скатываются в примитивную пошлость?
— Я против этого. Публике нравятся простенькие спектакли, но я согласен с Товстоноговым — они не должны быть пошлыми. Раздевание и мат на сцене для меня — табу.
— Как прошло знакомство с творческим составом?
— Поехал в Ялту на выездной спектакль. Шла незамысловатая современная пьеса «Рублёвка, 38Бис» в постановке Виктора Навроцкого. Был приятно удивлён игрой актёров: ни одного среднего, балласта, все один в одного работали. Чем больше смотрел, тем больше убеждался, что труппа очень сильная. И я эту труппу полюбил. Классику буду ставить со следующего года, потому что на это нужно серьёзное финансирование. Взялся пока за малобюджетный спектакль по пьесе венгерского драматурга Миклоша Дярфаша «Проснись и пой». Спектакль музыкальный. Я даже думаю, что это будет бенефис Светланы Павловны Кучеренко — роль у неё получается очень хорошая. Поют все блестяще. Хорошо, что нам дали деньги на новую звуковую аппаратуру, старая никуда не годится.
— Кроме аппаратуры, что хотите поменять?
— Вход в театр. Откроем исторический, центральный. Не понимаю, зачем его надо было закрывать. Совсем как у Булгакова в «Собачьем сердце»: заколотили центральный вход, чтобы ходить через чёрный. Красивому зданию в стиле модерн всё должно соответствовать. Хочу реконструировать сцены, морально и физически устаревшие. Начнём с Камерной.
— Всё это дело будущего. Сейчас главное — вернуться в родные стены. Есть какие-то реальные сроки?
— Думаю, это произойдёт к середине ноября. Творческий процесс, тем не менее, продолжается: идут репетиции, спектакли даются на чужих сценах — Крымскотатарского театра, Дворца культуры профсоюзов в Симферополе, выезжаем в Евпаторию, Ялту, Саки, Джанкой.
— Гастроли планируете?
— Театр должен выезжать. Пока намечены поездки в два прекрасных русских города — Владимир и Калугу. Владимирский театр драмы приедет к нам в рамках федеральной программы Министерства культуры России «Большие гастроли».
Я хорошо знаю этот театр, поставил там несколько спектаклей. Обязательно посмотрите их «Гамлета» — невероятный спектакль, просто шок! На два дня к нам приедет «Содружество актёров Таганки», но это не обменные гастроли: примем театр по просьбе его художественного руководителя Николая Губенко. Спектакли больших форм и хороших классических театров буду приглашать, сотрудничать с ними.
— Кто-то, кроме вас, из труппы театра будет ставить спектакли?
— Пока не готов ответить.
Я хочу сюда молодых. Чтобы сменили нас, стариков. Свежее дыхание нужно. Невозможно всю жизнь быть на пике прекрасных спектаклей. Возраст своё берёт. Есть молодые режиссёры с очень интересной школой настоящего традиционно русского театра. Не «авангардисты», которые прикрываются всякими «штучками-дрючками». У них не «нафталинные» спектакли, но без пошлых раздеваний, как сейчас модно.
— Будет ли установлена мемориальная доска в память о почётном гражданине Крыма и Симферополя Анатолии Новикове?
— Обязательно! Я всегда буду чтить память этого человека, который был как педагог, как строитель театра настоящим мастером. Все необходимые процедуры пройдём, деньги найдём и установим памятную доску на доме, где Анатолий Григорьевич жил недалеко от театра.
Театр вступает в новую эпоху. Судя по всему, ломки «через колено» не предвидится. Что уже хорошо. А расширение границ существующих возможностей любого театра только приветствуется. Будем надеяться, что произойдёт именно это.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.

Наш сайт использует куки. Продолжая им пользоваться, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответсвии с политикой конфиденциальности.
Согласен