6 марта исполнилось сорок дней, как ушел из жизни народный артист УССР, лауреат Государственной премии СССР, лауреат премий АРК, Почетный гражданин Крыма и Симферополя Анатолий Григорьевич Новиков.
Казалось, что он будет всегда. «Вечный Новиков», — говорили о нем. Оказалось, не вечный…
Судьба благоволила к Анатолию Григорьевичу: подарила без малого девяносто лет жизни — яркой, творческой, плодотворной. Личностью он был поистине легендарной. Его постановки всегда вызывали резонанс. Отклики бывали разными: от восторженных до резкого неприятия. Но равнодушных не было. Это ли не доказательство его творческой незаурядности? Известная крымская писательница Елена Криштоф однажды верно подметила, что вокруг Новикова возникает особое энергетическое поле. Он действительно заражал всех энтузиазмом, идеями, которые многим поначалу казались фантастическими. Анатолий Григорьевич любил эпатировать, даже раздражать, но при этом был дипломатом, иногда хитрецом, авантюристом. Он только посмеивался и делал свое дело, руководствуясь любимым афоризмом «Порядок бьет класс». Вряд ли, не обладая всеми этими качествами, смог бы воплотить в жизнь почти невероятный проект реконструкции здания и создания уникального театрального комплекса. Мало кто верил в благополучное завершение сложного проекта. А Новиков был убежден, что все получится. Так и вышло.
Влюбившись в магический мир театра в далеком 1945-м, сын строителя из Константиновки Донецкой области сделал этот мир смыслом своей жизни. Больше всего на свете Новиков любил театр, и тот отвечал ему взаимностью. Анатолий Григорьевич работал режиссером и главным режиссером в Чите, Саратове, Липецке, Брянске, Перми. Но только в Симферополе, куда приехал в 1972 году, в Крымском русском драматическом театре им. М. Горького (тогда еще не имевшем высокого звания «Академический») сумел реализовать свой творческий и организаторский потенциал. Он строил — и в прямом, и в переносном смысле — театр, как хороший хозяин строит дом. Анатолий Григорьевич сумел установить своего рода рекорд среди художественных руководителей — сорок пять лет возглавлял один театр. И этим искренне гордился!
А ведь поначалу многие считали, что Новиков в Крыму надолго не задержится. Для режиссерского дебюта на симферопольской сцене он выбрал трагедию А. Толстого «Царь Федор Иоаннович». Уже здесь проявилась творческая смелость — знатоки сразу усмотрели аналогию с Художественным театром. Однако, думается, Анатолий Григорьевич никаких параллелей не проводил. Его прежде всего волновала тема, заложенная в толстовской трагедии, — человек и власть. К вопросу о влиянии власти на личность в разных аспектах этой проблемы — художник и власть, любовь и власть — он впоследствии обращался еще не раз в спектаклях «Мастер и Маргарита», «Фаворит», «Да здравствует королева, виват!», «Ричард III». «Царь Федор Иоаннович» раскрыл творческий потенциал труппы и возродил любовь симферопольцев к своему театру. Закономерен был успех следующей постановки Анатолия Григорьевича — «Последние» М. Горького, ставшей знаковой. Искренняя, лишенная сценических банальностей, она волновала публику. Определив жанр как трагический балаган, Новиков решил горьковскую пьесу остро и заинтересованно. Пронзительно зазвучала еще одна излюбленная тема режиссера — семейная. Он был убежден: практически во всех лучших классических пьесах так или иначе раскрывается проблема семейных взаимоотношений, конфликт отцов и детей.
Уже первыми постановками на симферопольской сцене А. Новиков показал, что обладает столь необходимым для режиссера качеством: с одной стороны, не обременять себя пиететом к классическому наследию, а с другой — не позволять излишне фамильярного отношения к нему. 141 спектакль поставил Анатолий Григорьевич на сцене театра им. М. Горького, и трудно выделить из них какие-то особо. Трудно, потому что уж очень много их, оказавшихся знаковыми и определяющими. Режиссер жесткий, ироничный, Новиков не заискивал перед публикой, не шел на поводу у ее вкусов. Он смело смешивал трагическое и комическое, возвышенное и приземленное, соединял разные краски, создавая спектакли, сочетающие глубину проблематики и оригинальность режиссерского решения. Как художественный руководитель хранил традиции русского репертуарного театра, стиль его режиссуры, безусловно, глубокий психологизм. Впрочем, иногда вспоминал, что в молодости был чуть ли не «формалистом», излишне увлекаясь постановочным планом. В масштабных работах Новикова семидесятых-восьмидесятых годов чувствовалось влияние его учителя — выдающегося Николая Охлопкова. Публицистичность в таких спектаклях, как «Они были актерами», «Версия», «Русь Киевская», «Дальше… Дальше… Дальше…» была ярко выражена, как и бьющая через край экспрессия. Некоторые столичные театроведы, не знавшие, у кого учился Новиков, посмотрев эти постановки, сразу узнавали фирменный почерк его педагога.
Особенное отношение было у Новикова к драматургии А. Чехова. На крымской сцене он дважды обращался к пьесам «Дядя Ваня», «Три сестры», поставил «Чайку». В них были глубокий камерный психологизм, смелое, нетрадиционное и одновременно очень чеховское по духу решение. Анатолий Григорьевич блестяще работал в этих постановках и как актер. Особенно убедителен был в образе доктора Астрова (1980 г.). У его героя были ироничная улыбка, усталые глаза и подавляемое внутреннее кипение страстей. Новикову-актеру было свойственно наделять своих героев чертами собственного характера и темперамента. Может, поэтому его Астров — не изверившийся человек, он лишь устал от серой действительности, но его энергия не угасла. Произнося красивые слова о будущем, он был далек от абстрактного оптимизма: не декларировал — размышлял; в попытке заглянуть в будущее видел свое спасение.
К слову, среди специалистов были и такие, кто принимал далеко не все спектакли Новикова-режиссера, но безоговорочно высоко оценивали его актерские работы. Известный театровед Юрий Зубков в 1982 году писал об исполненной им роли Каренина: «… он заставил поверить в своего Каренина, охарактеризовав его не только как «злую машину», но и как человека, искренне чувствующего и искренне страдающего».
Новиков был оптимистом, темы мистические, потусторонние его не привлекали. «Как же так?» — удивятся читатели. Он одним из первых поставил «Мастера и Маргариту», играл Воланда. В том-то и дело, что инсценировка булгаковского романа, созданная А. Иващенко под руководством Новикова, и сам спектакль — это прежде всего гимн всепоглощающей любви, гимн женщине, готовой на все ради любимого. Историческая, сатирическая линии отходили на второй план, главной для постановщика была история двух любящих сердец.
Последней режиссерской работой Анатолия Григорьевича стал спектакль «Однажды в Датском королевстве» по шекспировскому «Гамлету». В великой трагедии он увидел органичное единство двух основополагающих тем его творчества. Как верно заметила в рецензии журналист Людмила Обуховская: «Внимательный зритель найдет в сценическом действе, переносящем нас в Датское королевство, и политические подоплеки, и социальные, и нравственные. Власть и народ. Порядочность и подлость. Закон и беззаконие. Любовь и ненависть. Корысть и альтруизм».
За неделю до премьеры Анатолий Григорьевич сказал, что это будет его последняя постановка. Заметив мою недоверчивую улыбку, объяснил: «После произведения такого масштаба вряд ли смогу увлечься еще чем-то…». Однако вскоре увлекся: мечтал поставить пронзительную человечную драму «Уступи место завтрашнему дню» Вины Дельмар, нашел неожиданное решение для «Короля Лира». А когда осенью прошлого года я принесла ему «Золото партии», «загорелся» работой над этой совершенно новой пьесой Юрия Полякова. Мы подолгу обсуждали, спорили, что должно стать главным, основополагающим в спектакле по этой острой, злободневной, во многом сатирической, комедии.
Работал Анатолий Григорьевич, как всегда, азартно. Еще за день до смерти он увлеченно репетировал с актерами, проникновенно читал им стихи Константина Симонова. Поэзию он любил и стихов наизусть знал великое множество. Особенно часто цитировал строки Евгения Евтушенко:
Я разный — я натруженный
и праздный,
я целе-
и нецелесообразный,
я весь несовместимый,
неудобный,
застенчивый и наглый,
злой и добрый…
Думается, неслучайно, ведь они точно отражают суть неординарной личности Анатолия Новикова, навсегда вписавшего яркие страницы в театральную жизнь Крыма.
Людмила КАСЬЯНЕНКО.