СЕМЕЙНАЯ ДРАМА С ИТАЛЬЯНСКИМ АКЦЕНТОМ
- КАТЕГОРИЯ: ИСКУССТВО
- Опубликовано 03.05.2017 11:51
- Просмотров: 15
Муж уткнулся в телевизор, дочь — в планшет, сын увлечен компьютерной «стрелялкой», жена часами трещит по телефону. Внешне вроде бы вся семья вместе, но по сути каждый живет своей жизнью. Знакомая картина?
Проблема разобщенности близких людей, взаимоотношений мужей и жен, детей и родителей вечна. Поэтому в Крымском академическом русском драматическом театре им. М. Горького решили снова обратиться к классике — комедии великого итальянского драматурга, режиссера и актера Эдуардо де Филиппо «Моя семья». Отрадно, что в горьковском по-прежнему верны семейной теме, о приверженности которой не раз заявлял недавно ушедший из жизни худрук театра Анатолий Новиков.
Конфликт поколений, непонимание, предательство, неожиданные повороты судьбы, разочарование и прозрение — все это мы увидим в непростой истории семейства респектабельного диктора радио Альберто Стильяно (Владимир Крючков), который тщетно пытается достучаться до своих родных, задавая вопрос: «Разве может один отец семейства положить конец моральному упадку, охватившему весь мир?!».
Впрочем, претендующий на роль моралиста отец семейства и сам не без греха. И подросшие детишки протестуют против двойной морали как могут. Сын Беппе (Дмитрий Еременко) по совету гламурного дружка Гуидоне (Алексей Кубин) отправляется покорять Париж, мечтая стать кинозвездой. Дочь Розария (Кристина Овчаренко) днями и ночами носится по Неаполю на мотоцикле с женихом Коррадо Куоко (Андрей Чаквитая) и не прочь тайком облегчить отцовский кошелек. Но самый изощренный удар под дых наносит Альберто его супруга Елена (Людмила Федорова), наделав карточных долгов на просто-таки астрономическую сумму.
Как поступит в этом случае отчаявшийся муж и отец? Нестандартно. Это лучше увидеть самому, посмотрев спектакль. Мы же поговорим о другом. Прежде всего — о том, что комедией «Мою семью» можно назвать с большой натяжкой. Скорее, это драма. Драма одиночества вдвоем. Драма столкновения юношеской наивности и чистоты с неписаными правилами современного мира. Драма гибели человеческой личности в трясине псевдогламура, погони за скандалами и жареными фактами.
Но главное в спектакле, поставленном Юрием Федоровым, — это надежда. На то, что не все потеряно. Что отцы и дети гораздо ближе друг к другу, чем кажется обеим сторонам. Что трудности способны сблизить супругов и снова наполнить словосочетание «семейный очаг» его истинным смыслом.
Теперь о самом спектакле и игре актеров. Альберто Стильяно Владимира Крючкова — уставший от жизни человек-робот, «пашущий» на всю семью. Но «завод» закончился, пружина сломалась, и отец семейства замкнулся в себе, запершись в спальне. Впрочем, добровольное затворничество бывшему радиоведущему в итоге пойдет на пользу — поможет разобраться в себе и на многое взглянуть по-другому.
Елена Стильяно Людмилы Федоровой тоже переживет в спектакле второе рождение. Утратив замашки светской львицы, она станет скромной портнихой, чтобы содержать семью. Однако создается впечатление, что этот образ, гораздо более теплый, симпатичный и живой, рождается как бы из ниоткуда. А ведь пристрастие Елены к карточной игре — не прихоть избалованной дамочки, а желание азартом вытеснить боль от того, что они с мужем отдалились друг от друга. Но эта линия в спектакле слишком закрыта, подспудна.
Не слишком прописан и неоднозначный дуэт Беппо—Гуидоне. О том, что именно связывает молодых людей, зритель догадается позже, хотя в репликах Алексея Кубина все же слышатся характерные манерные нотки.
Удачей премьеры лично я бы назвала другой дуэт — Розарию и Коррадо. За «итальянскими страстями» молодых людей скрывается подлинное чувство, а кажущаяся раскованность на поверку оказывается всего лишь ширмой. Но более всего убедительна Кристина Овчаренко в диалоге с отцом, когда признается: ту самую невинность, о потере которой сокрушалась вся семья, дерзкая девчонка в кожаной «косухе» трепетно сохраняла до дня свадьбы.
И о том, что, на мой взгляд, не слишком получилось. Приход в дом Стильяно подруг-кредиторш Елены — синьор Фучеккья (Людмила Юрова), Мушо (Жанна Бирюк) и Мичилло (Эльмира Погосян) — напоминает вставной дивертисмент, эдакую мини-комедию, не слишком вписывающуюся в основное действо. Откровенно ходулен Артуро Стильяно в исполненни Максима Малого, а ведь этот образ несет в пьесе важную смысловую нагрузку. «Из другой оперы» и исполнители ролей родителей Коррадо Куоко — очень уж Валерий Юрченко и Валерия Милиенко напоминают персонажей пьес А. Островского.
Впрочем, премьера — это всегда проба пера, возможность увидеть достоинства и недостатки постановки, подчеркнуть первые и исправить вторые. Главное, что «Моя семья», по моему глубокому убеждению, вполне органично впишется в репертуар театра и, безусловно, найдет своего зрителя.
Марина ГУСАРОВА
Фото Виталия ПАРУБОВА.