Профессия — бутафор: Атмосфера папье-маше
Театральная бутафория – важная часть оформления спектакля. Это предметы сценической обстановки, имитирующие настоящую посуду, декоративные вазы, светильники, скульптуры, детали архитектуры и мебели, книги, военные доспехи, оружие, деревья, кусты и многие другие предметы, необходимые для оформления спектакля, отражающие быт разных времён и народов, определённый художественный стиль и атмосферу спектакля.
Бумажные «подделки»
Чаще всего театральную бутафорию изготавливают из папье-маше, мастики, дерева, металла, поролона, картона, оргстекла и других материалов, имитирующих бронзу, золото, серебро, ценные породы древесины, фарфор, майолику, хрусталь, стекло.
Бутафорские предметы появились одновременно с появлением театра. Широко применялась бутафория в итальянской комедии дель арте (комедия масок) – отсюда и происхождение названия. В переводе с итальянского, buttafuoria означает «подделка». Предметы бутафории отличаются дешевизной, лёгкостью, прочностью. При их создании обычно отказываются от воспроизведения деталей, невидимых зрителю, потому зачастую они даже более выразительны в спектакле, чем предметы, которые изображают.
– Главное в нашей работе – иметь художественное чутьё и навыки. По большому счёту, бутафор – это бумажный художник. Фактически всё мы делаем из бумаги. И всё, что на сцене объёмное, – это наших рук дело, – рассказывает бутафор шестого разряда Елена Алексеенко.
Созидатели
Настоящий мастер бутафории должен обладать многими навыками, не только иметь образование и опыт, но также богатую фантазию и золотые руки.
– Главное моё орудие в работе – смекалка! Главный художник при подготовке нового спектакля приносит нам свои пожелания, мысли, эскизы и чертежи, на основании которых мы строим свою работу. Мы заказываем и закупаем необходимые материалы и приступаем непосредственно к созданию предметов, – делится с нами бутафор шестого разряда Светлана Юрченко.
Также сотрудники цеха подготавливают все поверхности декораций к покраске для передачи их художникам. В итоге должна получиться вещь, которую не отличишь от настоящей. Поэтому самой лучшей благодарностью режиссёра они считают вопрос: «Вы что, это всё купили?»
– Я ещё 40 лет назад пришла в театр. Закончила наше художественное училище. Вообще, бутафор – это профессия, выпускников которой почти нет. Всего по России несколько училищ сейчас обучают художников-бутафоров. Конечно же, этого недостаточно, – объясняет художник-бутафор 1-й категории Любовь Курганова.
По её словам, особенно увлекательна эта профессия тем, что бутафоры до конца никогда не знают, что в итоге у них получится. Ещё один несомненный плюс профессии – работа никогда не повторяется.
– В конце 80-х в нашем театре была реконструкция, мастерские находились на улице Набережной, около музучилища имени Чайковского. После учёбы в художественном училище я два года работала художником-декоратором. Потом ушла из театра и вернулась почти через 10 лет на должность бутафора, – говорит Елена Алексеенко.
По её словам, бутафором может стать любой творческий человек. Навыки, приобретённые в работе, можно использовать не только в хобби – после такой «школы» человек с лёгкостью может стать декоратором, оформителем или реквизитором, который сумеет с нуля создать любую необходимую вещицу.
– Я закончила художественное училище в Севастополе по курсу «Художник-оформитель». В Симферополе работы не оказалось, художников было много. Но как-то раз проходила с подружкой мимо театра и решила зайти спросить, не нужна ли я здесь. И уже на следующий день вышла на работу – так стала бутафором Светлана Юрченко.
Подготовка реквизита к новому спектаклю занимает от месяца до двух, в зависимости от количества и сложности элементов, а также от размера сцены. Тяжелее всего работать с клеем, признаются в цеху. Применяют как обычный ПВА, клейстер, так и более специфический клей – наирит. В остальном обстановка у наших мастеров более чем приятная, что даже с других цехов приходят в гости.
Помимо создания реквизита, бутафор должен следить за тем, чтобы все предметы были в надлежащем состоянии. Ведь на репетициях или даже во время спектакля могут что-то из реквизита или мебели сломать или порвать. Так, в спектакле «Убить Герострата» актёр кидает за сцену большой кувшин, который бутафоры называют «любимым», так как чинить его приходится регулярно.
Быть или не быть
В то, что моноспектакли без декораций и реквизита на 100% заменят классический театр, бутафоры не верят. По их словам, такая игра, скорее всего, не будет восприниматься зрителем как полноценная. Только актёры самого высокого полёта могут затмить собой все декорации и удерживать внимание зрителя весь спектакль.
– Декорации необходимы для общего восприятия спектакля. Всё это помогает погрузиться в атмосферу, – объясняет Елена Алексеенко.
Вместе с тем во многих театрах сегодня такой профессии, как бутафор или декоратор, уже нет. Декорации делаются на заказ. И только в самых сильных российских театрах остаются стабильные цеха.
Фото: Антон ВОЛК
Источник: https://gazetacrimea.ru/news/atmosfera-pape-mashe-25468
© 2000-2017 «Крымская газета»