"Крымский Академический Русский Драматический Театр

СИЛА ЧИСТОГО СЕРДЦА

16.03.2021

Каркунов — Валерий Юрченко, Халымов — Александр Чернышов
Каркунов — Валерий Юрченко, Халымов — Александр Чернышов

…Богатый купец Каркунов на склоне лет решил подумать о душе. Грехов за Потапом Потапычем числится немало — одному не замолить. В итоге он составляет два завещания: в одном оставляет нажитые миллионы своей жене, во втором — велит раздать денежки бедным. Вот только ни одно, ни другое завещание вовсе не нравится племяннику Каркунова Константину Лукичу, у которого на дядюшкины капиталы свои планы…

На сцене Крымского академического русского драматического театра им. М. Горького — снова Островский. Комедия «Сердце не камень» — восьмая пьеса великого русского драматурга в действующем репертуаре. Такая верность объяснима: зрители и сегодня не утрачивают интерес к классике.

Маски, рассадка «через одного», дезинфекторы на входе — даже эти ограничительные меры не стали препятствием для истинных друзей театра, временно отлучённых от искусства Мельпомены. Сегодня спектакли напоминают встречи старых друзей: крымчане соскучились по театру, а театр — по зрителям.

Но вернёмся к премьере. Как известно, в пьесах А. Островского всегда присутствует неодушевлённый, но весьма влиятельный персонаж — деньги. Именно презренный металл становится лакмусовой бумажкой, проверяющей характеры и чувства героев всех его пьес. «Сердце не камень» — не исключение. Наследство Каркунова испытает каждого, заставив показать истинное лицо.

Актёрский ансамбль во главе с режиссёром-постановщиком Юрием Хаджиновым к классике отнёсся с присущим одному из старейших театров юга России пиететом, порадовав зрителей галереей ярких ролей. Ещё один не­оспоримый плюс спектакля — тонкая и органичная сценография художника-постановщика Владимира Новикова.

Вера — Татьяна Стасюк, Ераст — Дмитрий Ерёменко
Вера — Татьяна Стасюк, Ераст — Дмитрий Ерёменко

Что касается актёрских работ, то на первое место я безоговорочно поставила бы Валерия Юрченко. Его Потап Потапыч Каркунов ярок, резок, порой непредсказуем. Эмоциональная, а временами откровенно гротескная манера игры актёра держит зал в напряжении практически до последних минут спектакля. От разгула и посиделок в трактире до щедрой милостыни и покаяния — широкую амплитуду русской души Валерий Юрченко рисует резкими, смелыми мазками.

Делает «короля миллионов» и его свита — Исай Данилыч Халымов (Александр Чернышёв), подрядчик и кум Каркунова, его супруга Аполлинария Панфиловна (Ирина Бирюкова), племянник купца Константин Лукич (Алексей Аносов) и его жена Ольга Дмитриевна (Юлия Островская). Честную компанию волнует только одно: кому достанутся миллионы Каркунова? Племянничек — главный интересант в деле — готов наизнанку вывернуться, чтобы заполучить солидный куш, ведь он давно в долгах, как в шелках. Посему потенциальной наследнице, супруге Потапа Потапыча Вере Филипповне (Татьяна Стасюк) коварный родственник объявляет тайную войну. Цель её — опозорить перед мужем верную и порядочную супругу. Нашёлся и исполнитель коварного плана. Приказчик купца Ераст (Дмитрий Ерёменко), вступив в сговор с Константином Каркуновым, готов соблазнить наивную женщину, которая и из дома-то выходит только, чтобы в церковь сходить да в монастырь на богомолье съездить.

Однако на поверку потенциальная жертва оказывается крепким орешком. Власть денег неожиданно даёт сбой, столкнувшись с силой чистого сердца молодой женщины. Мутные волны интриг, соблазнов, наговоров разбиваются о веру и безусловную любовь Веры Филипповны как о каменный риф. Более того — именно героиня Татьяны Стасюк в спектакле меняется, развивается, преображается, не теряя при этом душевной чистоты и милосердия. Выданная очень молодой девушкой замуж за престарелого богача, она, храня верность мужу, за годы брака взрастила в себе любовь иного рода — к обездоленным, обделённым, обиженным жизнью. Именно эта непритворная, действенная любовь становится бронёй, защищающей молодую женщину от ядовитых стрел коварства и клеветы. Об эту броню разбиваются грязные планы Константина Каркунова, ухаживания Ераста и даже преступные намерения ныне странника, а в прошлом каторжника Иннокентия (Александр Денисенко). Сильные мужчины пасуют перед хрупкой женщиной, чьи характер и воля оказались твёрже алмаза.Сцена из спектакля

Купец поражён, видя, как рачительно и разумно молодая жена распоряжается его капиталами, помогая бедным. Вера Филипповна не просто раздаёт деньги, она благотворит, вникая в положение и нужду каждого и умножая ряды тех, кто обязательно вознесёт молитвы за спасение грешной души раба Божьего Потапа Каркунова. Но главное — она честна с мужем. Не боясь потерять огромное состояние, Вера Филипповна заявляет: после кончины супруга она намерена выйти замуж. Это признание, вопреки ожиданиям клеветников, обезоруживает миллионера: «Пусть живёт, как ей угодно; как бы она ни жила, что бы она ни делала, она от добра не отстанет и о душе моей помнить будет».

Что правит миром: деньги или любовь? Что важнее: честь или чувство? Именно эти жизненно важные вопросы ставят перед зрителями и автор пьесы, и создатели спектакля. Поэтому «Сердце не камень» стоит посмотреть — и попытаться найти ответы на них.

Марина ГУСАРОВА

Фото Виталия ПАРУБОВА.

http://new.crimiz.ru/rubriki/100-kultura-iskusstvo-obrazovanie-nauka/15377-sila-chistogo-serdtsa

X