"Крымский Академический Русский Драматический Театр

Рецензия Марины Гусаровой на спектакль «Страсти по Торчалову»

МЕЖДУ НЕБОМ И ЗЕМЛЕЙ

Сцены из спектакля «Страсти по Торчалову»Сердечный приступ, больничная каталка, белая простыня, номерок на большом пальце ноги… Именно так, лаконично и просто, человек чаще всего уходит в вечность. Однако загреметь прямиком в ад или оказаться в райских кущах удается не всем. Вот и солидного человека, отца экономических реформ новой России по фамилии Торчалов на пути в мир иной притормозили, определив в место более чем странное…

Спектакль по пьесе Никиты Воронова «Страсти по Торчалову», премьера которого состоялась на Основной сцене Крымского академического русского драматического театра им. М. Горького, режиссер-постановщик Юрий Федоров назвал нестандартно — некомедия. Наверное, потому, что драмы, трагедии или даже комедии с героями пьесы не случилось. Пока. Они ждут, когда для них «зазвенит колокольчик» и закончится, наконец, странное пребывание между небом и землей, где за окном непроглядная тьма, единственный трамвай ходит по кругу, а сахар и мыло выдают по талонам. Но чтобы колокольчик зазвенел, нужно вспомнить, какой главный грех они совершили при жизни. А вот это как раз совсем не просто…

Вначале — немного о пьесе. Творение Никиты Воронова — плод девяностых, торжества перестройки, гласности и неистового брожения в головах бывших советских граждан, на которых невиданная доселе свобода обрушилась как гром среди ясного неба. Как в причудливом винегрете здесь смешались поиски исторической правды, духовные озарения и психологические изыски. В «чис-тилище» встречаются люди разных эпох и взглядов — опьяненный сивухой и классовой борьбой красноармеец Сашка (Сергей Ющук), водила родом из сталинских времен Кушкин (Валерий Юрченко), один из отцов перестройки Торчалов (Анатолий Бондаренко), задержавшаяся «на передержке» незлобивая крестьянка Лиза (Жанна Бирюк) и представитель современного криминала (а по совместительству сын Кушкина) Женька (Андрей Шарыпов). Есть там и «местные» — безжалостно копающаяся в памяти постояльцев психологиня Римма (Людмила Федорова) и не дающий никому спуску охранник Степа (Антон Навроцкий). Этим двоим переход не светит — не заслужили. Наверное, потому так жестко и донимают «временных». Упомянут в сюжетном «ассорти» даже… Александр Сергеевич Пушкин, по сюжету приударявший за простушкой Лизой. Согласитесь, разобраться в этом хитросплетении довольно сложно.

Сцены из спектакля «Страсти по Торчалову»Сцены из спектакля «Страсти по Торчалову»Более того — сюжет спектакля вовсе не сводится к простой задаче выяснить, фигурально выражаясь, «кто кому тетя». На непростые взаимоотношения героев наслаивается и душное покрывало философии. Зрителю предлагают задуматься о природе добра и зла, неоднозначности благих намерений, о том, легко ли отличить невинное заблуждение от смертного греха. Порой с этими измышлениями хочется поспорить и даже опровергнуть их — слишком расходятся они с привычными нам библейскими истинами.

Стоит отдать должное режиссеру, актерам и художнику-постановщику — они постарались максимально помочь зрителю продраться через эти сюжетно-философские дебри. Игра, сценография, свет, звук — все работало на идею. А палата с больничной каталкой стала строгой рамой, обрамляющей порой хаотичную канву сценического действа.

Теперь о наиболее удачных, по мнению автора этих строк, актерских работах. Красноармеец Сашка Сергея Ющука, детище военного коммунизма — очень искренен, человечен и невероятно темпераментен. Лиза Жанны Бирюк — напротив, почти юродивая, готовая поделиться с каждым заветным кусочком сахара, который здесь — самая твердая валюта. Даже не верится, что эта девочка с наивными глазами совершила… Впрочем, перипетиями сюжета предоставим наслаждаться зрителям, которые «Торчалова» еще не видели. Интересен и охранник Степан Антона Навроцкого — внешне абсолютно не примечательный типаж внутри оказывается на несколько порядков сложнее.

В этом странном мирке, затерявшемся между небом и землей, героям пьесы предстоит самая главная встреча — с самим собой, своим внутренним «я», своим «чудовищем», которое прячется в самых потаенных уголках души. Только после этого волшебный колокольчик зазвенит, откроется дверь, и человек шагнет в пелену белого света, чтобы уже не вернуться обратно. Впрочем, все возможно… Как? Приходите — узнаете.

Марина ГУСАРОВА

Фото Виталия ПАРУБОВА.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наш сайт использует куки. Продолжая им пользоваться, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответсвии с политикой конфиденциальности.
Согласен