Он дарил людям сказку
19 ноября 2018
Одно из самых ярких детских воспоминаний — первое посещение симферопольского Детского парка. Память навсегда запечатлела восторг при виде исполинского дуба и сказочных персонажей вокруг. Накануне мама читала мне «Руслана и Людмилу», так что к восприятию пушкинских персонажей трёхлетний ребёнок был подготовлен. С тех пор парк стал излюбленным местом прогулок: именно туда отправились фотографироваться всей семьёй после окончания первого школьного дня, а спустя десять лет — перед вручением аттестата.
Однако довольно предаваться воспоминаниям о счастливой поре. Ибо сегодняшний рассказ — о создателе сказочного уголка с Головой, красавицей Людмилой, отважным Русланом и богатырями — заслуженном артисте УССР Сергее Карниколе.
Личность Сергея Ивановича необычайно многогранна. Замечательный острохарактерный актёр, более полувека служивший в Крымском русском драматическом театре им. М. Горького. Талантливый сценограф, оформивший десятки спектаклей. Художник, писавший прекрасные пейзажи…
Родился Сергей Карникола сто лет назад — 15 сентября 1918 года в городе Саки, но родным для себя считал Симферополь. Уже в раннем детстве у Серёжи проявились незаурядные способности к музыке и рисованию. Когда ему было двенадцать, вмешался Его величество случай — судьба свела одарённого подростка с главным художником Крымгосдрамтеатра Н. Болдыревым.
В сезон 1929—1930 гг. Сергея приняли учеником художника в декоративный цех театра. Его наставником стал сначала Никон Болдырев, затем Николай Барышев, много сделавший для творческого становления Карниколы. В пятнадцать лет он оформил как художник свой первый спектакль «Путь далёкий». На талантливого юношу обратила внимание Александра Перегонец, ставившая с театральной молодёжью «Бабьи сплетни» по комедии Карло Гольдони. В этой постановке Карникола сыграл одну из центральных ролей, а также написал музыку и выступил как художник. Вскоре режиссёр Пётр Полевой доверил ему эпизодическую роль в пушкинском «Борисе Годунове». Далее последовала череда уже более значимых работ — Гога в «Чести», комсомолец Пётр в «Славе», Фабьо в «Собаке на сене» и другие.
В начале сороковых Сергей Карникола успешно работал в театре им. М. Горького в нескольких ипостасях — актёра, композитора, художника. Но грянула война. Карникола ушёл на фронт. Был снайпером, санитаром, дважды тяжело ранен, прошёл путь от Севастополя до Берлина и в мае 1945-го расписался на рейхстаге. За боевые заслуги награждён орденом Красной Звезды и медалями.
После Победы Сергей Иванович вернулся в родной театр: коллектив почти полностью обновился, пришли другие режиссёры. Довелось опять утверждаться в труппе, играя эпизоды, доказывать право на большие роли. Как и в начале творческого пути, успех пришёл на сценографическом поприще. В 1946 году Сергей Иванович создал яркое, образное оформление спектакля «Принцесса Турандот», фото с фрагментами декорации даже вошло в сборник произведений Карло Гоцци, изданный в Москве. Год спустя сценограф вновь покорил публику — на сей раз оформлением сказки «Хрустальная туфелька».
Сергей Иванович работал в постановках разных по жанру и стилистике, классических и современных. Но особенно удавались художнику зрелищные, праздничные спектакли — сказки. Невозможно забыть волшебный мир, созданный им в «Аленьком цветочке», «Тайне Чёрного озера» с чудесными превращениями, лесными чащами, лешими и кикиморами. Думается, неслучайно Карниколу пригласили на должность главного художника Крымского театра кукол, которую он пятнадцать лет успешно совмещал с работой в театре им. М. Горького. Несколько поколений симферопольцев выросли на спектаклях, художественное оформление которых создал Сергей Иванович.
Немало поклонников было и у Карниколы-актёра. Это тот редкий случай, когда артист, практически не игравший центральные роли, был невероятно популярен у зрителей. Мастер перевоплощения, он был одинаково убедителен в диаметрально противоположных жанрах. Его самобытная, яркая индивидуальность органично вписывалась в произведения Лопе де Вега и М. Горького, В. Шекспира и Б. Нушича, Н. Гоголя и А. Чехова.
В спектакле «Странная миссис Сэвидж» Д. Патрика Карникола играл Семуэля. Его герой был немногословен, роль строилась на выразительном пластическом решении — в каждом движении актёра ощущалась беспредельная жадность хищника, чувствующего, что богатство ускользает из рук.
Во многих ролях Сергей Иванович работал на грани буффонады и гротеска, неслучайно зрители воспринимали его как актёра комедийного. Но даже в уморительно смешных образах, созданных им, чувствовалась психологическая глубина. В спектакле «Цимбелин» Карникола играл Шута. В шекспировской трагедии этого персонажа нет, его сочинил постановщик
В. Тимошин. У Шута не было слов, лишь куплеты с рефреном, но и на небольшом материале актёр органично передал столь необходимую сюжету горечь за всех обездоленных.
Колоритный образ Худобаева создал Карникола в спектакле «Светит, да не греет» по пьесе А. Островского и Н. Соловьёва. Его герой — столичный сановник — поначалу вызывал у публики смех: уж очень забавен был престарелый ловелас с подагрой, оказывающий недвусмысленные знаки внимания молодой красивой женщине. Заученные механические жесты, величавые позы и кажущаяся внутренняя пустота — таков Худобаев в начале спектакля, но далее Карникола раскрывал характер своего персонажа во всей многогранности, и публика сопереживала глубоко несчастному человеку, обречённому на одинокую старость.
Зачастую герои Карниколы — чудаки, маленькие люди, нелепые, внешне неприметные, но очень трогательные. Такими были старый будённовец Пётр Трухан в «Ступенях» Н. Зарудного, Кирилл Сергеевич в «Памяти сердца» А. Корнейчука, пройдоха трубач Гаврила в «Накануне» («Егор Булычёв и другие») М. Горького, терпеливый Телегин в «Дяде Ване» А. Чехова.
Сергей Иванович покинул подмостки в 1985 г. — подводило здоровье, давали знать о себе последствия военных ранений. В 1988 г. в краеведческом музее состоялась выставка «Артист. Художник. Собиратель», познакомившая симферопольцев с разными сторонами личности Карниколы. В экспозиции был представлен его архив, в котором собраны уникальные документы по истории театра Крыма 20—70-х годов ХХ века (фото, эскизы декораций и костюмов, афиши). Благодаря воспоминаниям Сергея Ивановича мы знаем, что Н. Барышев любил работать вечерами и, рисуя, часто напевал. Знаем, как заботливо опекала творческую молодёжь А. Перегонец. С самыми ценными документами своего архива Сергей Иванович не расставался даже во время Великой Отечественной.
Сергей Иванович Карникола прожил яркую, долгую жизнь. Его не стало 20 февраля 2003 года.
Людмила КАСЬЯНЕНКО. Газета «Крымские известия». 16 ноября 2018.