"Крымский Академический Русский Драматический Театр

История

Крымский академический русский драматический театр имени М. Горького — старейший театр юга России. Его история насчитывает  два столетия. Истоки театра уходят к 1821 году. Архивные документы и краеведческая литература повествуют, что его основателем был московский купец Волков, живший в Симферополе некоторое время по совету врачей. Завзятый театрал, он решил создать театр и в Симферополе. Свой выбор остановил на длинном каменном сарае при доме Дворянского собрания. С разрешения дворянства Волков приспособил его для театральных представлений. Несмотря на скромный внешний вид, театр вскоре стал одним из центров культурной жизни города. Географическое положение Симферополя располагало к тому, что здесь появлялось немало гастролирующих трупп, товариществ актеров. Творческий уровень их не всегда был на высоте, но все-таки спектакли давали возможность симферопольцам знакомиться с русской и мировой драматургией. Примерно в это время корреспондент «Театрального журнала» писал: «В нашем городе существует храм Мельпомены. Нельзя сказать, чтобы он очень хорош, но нельзя утверждать, что он совсем дурен… Снаружи не отштукатурен, внутри отделан посредственно и заключает в себе один ярус лож, партер, оркестр и галерею…» В 40-х гг. XIX в., театр был переоборудован: оштукатурены стены, сделан подъезд, пристроены крытые коридоры, переделан партер и установлены ложи. Его стали называть «театром трех Александров»: Александр Самойлов директор казенной мужской гимназии, брат известного актера Александринского театра, Александр Казначеев, предводитель дворянства, давший на постройку значительные средства, и Александр Серов, молодой товарищ прокурора, страстный любитель искусства (в будущем известный композитор и музыкальный критик). Именно «три Александра» приложили огромные усилия к улучшению состояния театрального здания. 

В 1846 году с театром сотрудничал известный антрепренер Данила Жураховский.

Знакомый с молодых лет с великим русским актером М.С.Щепкиным, он решил пригласить его на гастроли в Симферополь. Михаил Семенович согласился сыграть несколько спектаклей на сцене симферопольского театра. В эту поездку Щепкин взял с собой В.Г.Белинского, своего самого благодарного зрителя и объективнейшего критика. М.С.Щепкин был одной из самых ярких личностей в театральной культуре XIX века. Но величие его было не только в богатстве и совершенстве артистического дарования, но и в том, что он создал и передал последующим поколениям школу правдивой театральной игры, обосновал принципы сценического реализма. Гастроли Щепкин открыл 1 сентября 1846 года спектаклем «Матрос» по пьесе французских авторов Т.Соважа и Ж.Делурье, в котором он исполнял роль Симона. Пьеса эта, рассказывающая о судьбе матроса, после многих лет войны и плена вернувшегося на родину и не узнанного женой и дочерью, не выходила за рамки заурядной мелодрамы. Но мастерство Щепкина поднимало ее до уровня трагедии.

Сразу после спектакля «Таврические губернские ведомости» в №39 за 1846 год писали: «В лице матроса Щепкин осуществил подлинник с такой верностью, что заставил зрителей проливать слезы… и забывать, что они сидят в театре». Симферопольские гастроли Михаила Семеновича продолжались двенадцать дней, зрители познакомились с рядом лучших ролей актера, в том числе к его Городничим в «Ревизоре» Н.Гоголя. Спектакли с участием Щепкина показали симферопольской публике, каким должно быть подлинное актерское мастерство и приобщили большинство горожан к искусству Мельпомены.

Настоящим праздником для зрителей стали гастроли в 1858 году известного американского актера Айры Фредерика Олдриджа, основу репертуара которого составляли шекспировские образы, а роль Отелло принесла ему мировую известность. Именно в этом образе он предстал перед симферопольцами и вызвал настоящий фурор. В 1873 году, после сдачи театра в аренду С.Чеху, было расширено здание, обустроено зрительское фойе. К этому времени театр пользовался всё большей популярностью у жителей города. 

Любопытно донесение симферопольского полицеймейстера Таврическому губернатору от 6 февраля 1875 года: «Репертуар театра состоит преимущественно из современных драм и комедий,
оригинальных и переводных, изредка даются костюмные пьесы и одноактные оперетки. В труппе находятся несколько талантливых личностей и пьесы разыгрываются весьма удовлетворительно». Спустя год в труппу вступил актер Марко Лукич Кропивницкий, которого в будущем назовут «отцом украинского театра». На симферопольских подмостках он успешно дебютировал в роли Городничего в гоголевском «Ревизоре». И вскоре занял положение ведущего артиста труппы, он играл значительные роли в пьесах А.Островского, Н.Гоголя. Публика и пресса высоко оценивали его исполнение. В симферопольском театре М.Л.Кропивницкий работал недолго, однако, впоследствии не раз возвращался сюда с гастрольными спектаклями. Марко Лукич проложил дорогу в Крым и другим корифеям украинского театра: неоднократно работала на симферопольской сцене труппа М.П.Старицкого. С 1888 года театр перешел в непосредственное ведение дворянства и стал именоваться «Дворянским». В конце XIX- начале XX вв. с симферопольским театром были связаны судьбы многих выдающихся деятелей театрального искусства: одни работали здесь долгое время, другие же приезжали лишь на несколько дней, чтобы познакомить поклонников Мельпомены со своими работами.

На симферопольской сцене играли Мария Савина, Гликерия Федотова, Вера Комиссаржевская, Павел Орленев. братья Рафаил и Роберт Адельгейм, Митрофан Иванов—Козельский. Шли годы, здание ветшало. В последнюю четверть XIX в. его вынуждены были дважды реставрировать, однако все острее стоял вопрос о необходимости строительства нового «достойного здания для дворянского театра». Была создана специальная строительная комиссия. В августе 1903 года она докладывала: «вопрос о постройке городского театра настолько выяснился в ряду подробностей городской жизни, что едва ли предстоит надобность доказывать необходимость и своевременность этой постройки». В ноябре того же года на заседании городской думы решался вопрос о месте строительства нового здания театра. Выбор был остановлен на углу улиц Дворянской и Пушкинской, там же, где располагалось прежнее здание театра. 

Весной 1909 года был объявлен конкурс на лучший архитектурный проект. Но ни один из тех, что были предъявлены, не отвечал необходимым требованиям. Тогда было решено просить разработать проект академика архитектуры А. Н. Бекетова. Перед архитектором стояла непростая проблема: добиться сочетания в одном здании театра и доходного дома с магазинами и рестораном. А. Н. Бекетов успешно справился с задачей. Весной 1910 года началось строительство под руководством инженера А.М.Рыкова. Здание театра и доходный дом с рестораном разработано Бекетовым в духе позднего модернизма с некоторыми отклонениями в сторону неоклассицизма. В цветовом решении наблюдалось влияние традиции раннего модерна: использовались цвета пастельного звучания с четким распределением по объектам. Главный вход в театр был оформлен портиком ионического ордера, увенчанным аттиком со скульптурной группой и грифонами. Художник из Санкт-Петербурга И.Суворов оборудовал сцену и весь антураж переднего занавеса с живописью. Он же выполнил асбестовый занавес и декорации к оперным спектаклям. Все скульптурные работы были проделаны мастерской скульптора О.Якобса. В марте 1911 года строительство было завершено. 1 апреля Симферопольская дума под председательством городского головы И.В.Иванова к предстоящему открытию здания театра постановила «почтить дворянство приветствием и поднести для украшения фойе» мраморный бюст Екатерины П. 11 апреля состоялось открытие нового здания театра. В приветственной речи городского головы в частности говорилось: «Позвольте выразить радость, что наш город украсился крупным общественным зданием и что с постройкой театра поднимается значение его в театральном отношении…»

А издававшийся в Петербурге журнал «Театр и искусство» в 17-м номере за 1911 год сообщал: «Симферополь. 11 апреля состоялось открытие нового долгожданного театра. Театр вмещает около 1150 человек, имея партер и два яруса». На открытие специально была приглашена оперная труппа, давшая спектакль М.Глинки «Жизнь за царя». Также на пасхальной неделе шли опера «Демон», «Русалка» и «Травиата». Всего за один сезон 1911-1912 годов были сыграны 21 драматическая постановка, 16 опер и 18 оперетт. Бурные события Октябрьской революции и гражданской войны, когда Крым вплоть до 1920 года переходил из рук в руки, отразились и на жизни театра.

Волею судьбы в Симферополе в это время оказалось немало талантливых актеров, объединившихся в Товарищество во главе с известным антрепренером В.А.Ермоловым-Бороздиным

Затем Товарищество преобразовалось в Театр Актера, который начал работать с сентября 1919 года. Газета «Южные ведомости» (№143 от 21 сентября 1919 года) писала: «Руководители «Театра актера» ведут усиленную подготовительную работу к открытию сезона в Дворянском театре. Художником Живовым пишутся новые декорации под наблюдением главного режиссера П.А.Рудина, работавшего прежде в театре Комиссаржевской…» Сезон открылся 26 сентября «Ревизором» Н.Гоголя. Вскоре репертуар пополнился спектаклями «Осенние скрипки» И.Сургучёва, «Дворянское гнездо» по И.Тургеневу, «Кукольный дом» Г.Ибсена, «Дни нашей жизни» Л.Андреева и «Вишневый сад» А.Чехова. Ведущей актрисой труппы была Павла Вульф, исполняющая центральные роли в большинстве постановок. Благодаря Вульф в театр была принята её ученица, никому ещё неизвестная Фаина Раневская. Дебютом молодой актрисы была роль Маргариты Каваллини в пьесе «Роман». Позже Вульф вспоминала: «Работая над ролью Каваллини с Раневской, я почувствовала, каким огромным дарованием она наделена. Но… роль «героини» не смогла полностью раскрыть возможности начинавшей актрисы». Первой большой удачей Фаины Георгиевны стала роль Шарлотты в «Вишневом саде», определившая её дальнейший путь в искусстве. В исполнении Раневской Шарлотта не глупая приживалка, какой её привыкла видеть публика, а несчастная женщина, знающая, что держат её в доме, пока она развлекает хозяев. «Как сейчас вижу Шарлотту Раневскую», — писала в книге мемуаров П.Вульф, -«Длинная, нескладная фигура, смешная до невозможности и в то же время трагически одинокая… Какое разнообразие красок было у Раневской и одновременно огромное чувство правды, достоверности, чувства стиля, эпохи, автора! И все это у совсем молоденькой, начинавшей актрисы. А какое огромное актерское обаяние, какая заразительность…» На симферопольской сцене Раневская играла Машу в «Чайке» А.Чехова, Манефу в «На всякого мудреца довольно простоты» А.Островского, сваху в «Женитьбе» Н.Гоголя, Настю в «На дне» М.Горького, Машу в «Живом трупе» Л.Толстого. 

В декабре 1920 года театр был объявлен государственным и стал называться Первым Советским. В театре был сильный творческий состав, интересный репертуар: шли пьесы А.Островского, Ф.Шиллера, П.Бомарше. Но условия работы были чрезвычайно тяжелые, в течение зимы 1920-21гг. театр не отапливался. Актеры болели, голодали. Многим старался помочь прекрасный поэт Максимилиан Волошин, бывший некоторое время членом художественного совета театра. Среди друзей театра в это время было немало ярких личностей, один из них Константин Тренев, известный писатель и тогда ещё начинающий драматург. В 1919 году он принес в симферопольский театр свою пьесу «Грешница», которая вскоре была поставлена с П.Л.Вульф в главной роли. В 1925 году Тренев окончил свою лучшую пьесу «Любовь Яровая», написанную на крымском материале. Первая постановка этой пьесы состоялась в декабре 1926 года в Малом театре. А спустя три месяца, в марте 1927 года «Любовь Яровая» была впервые поставлена на симферопольской сцене. Режиссер-постановщик Я.Варшавский увидел в пьесе Тренева не только драматургию высоких идей, но, что гораздо важнее, драматургию сильных чувств. 

Автор пьесы принимал самое активное участие в работе над спектаклем: присутствовал на репетициях, беседовал с актерами, помогая им отыскать «зерно» роли. Вместе с художником Константин Андреевич бродил по симферопольским улицам, выбирая наиболее характерные для художественного образа спектакля уголки города.

Осенью 1925 года судьба привела в Симферополь молодого талантливого композитора и музыканта Иссака Осиповича Дунаевского. Он стал заведующим музыкальной частью театра. Сезон 1925-1926гг. открывался премьерой спектакля «Принцесса Турандот». В афише, которая ныне экспонируется в музее театра им.М.Горького, указано: «Специальная музыка И.О.Дунаевского».

Симферопольский театр славился тогда на весь Советский Союз. В его труппе работали талантливые актеры, режиссеры, художники. Столичная пресса отмечала: «Крымгосдрамтеатр стал одним из лучших провинциальных театров… И представляет собой ценное художественное ядро». Режиссеры П.А.Полевой, Р.А.Унгерн, Б.А.Бертельс, воспитанники петербургской школы, создавали яркие ансамблевые постановки. Именно Бертельс пригласил в театр молодого актера Михаила Царева (в будущем народного артиста СССР, долгие годы возглавляющего Малый театр).

 

На сцене Крымгосдрамтеатра Михаил Иванович дебютировал осенью 1928 года в роли Григория Орлова в спектакле «Петр Ш и Екатерина П». На симферопольской сцене Царев играл много. Это были разные характеры, амплуа, стили. Новый, 1929 год коллектив встретил премьерой-спектаклем «Ночь перед рождеством» по Н.Гоголю. Это было праздничное, яркое представление, пронизанное весельем и оптимизмом. Как и следовало ожидать, роль кузнеца Вакулы режиссер Б.Бертельс доверил Михаилу Цареву. Спектакль прошел с большим успехом. Три года работы на сцене Крымгосдрамтеатра стали временем становления Царева как актера. Позже он вспоминал: «Получить приглашение в Симферопольский театр было большой удачей. Симферополь всегда отличался хорошими труппами. Тут служили многие актеры, которые завоевали на периферии, а иногда и в столице настоящее признание».  С симферопольскими подмостками связано становление и другого известного актера театра и кино Владимира Кенигсона. Уроженец Симферополя, он окончил Студию при театре и свои первые большие роли сыграл на его сцене. В сентябре 1932 года театру было присвоено имя Максима Горького.

Вскоре состоялась премьера одной из лучших горьковских пьес «Егор Булычев и другие». Удача постановки во многом была обусловлена блестящим актерским дуэтом Анатолия Добкевича и Александры Перегонец, игравших Егора Булычева и Шуру. Не менее интересными были и последовавшие затем спектакли по пьесам Горького «Мещане», «Дети солнца», «На дне», в которых играли замечательные актеры Михаил Названов, Яков Смоленский, Леонид Риттер, Михаил Куликовский.

Знаковым в жизни театра стал спектакль «Старик», поставленный в 1951 году великим русским режиссером Павлом Гайдебуровым. Он стал событием в театральной жизни не только Крыма, но и всей страны. Спектакль, получивший высочайшую оценку специалистов и зрителей, в 1952 году был удостоен Государственной премии СССР.

Одной из наиболее ярких актерских индивидуальностей театра 30-х-начала 40-х годов была Александра Перегонец. Актриса акварельных красок, мастер тонкого психологического нюанса. Известный театровед Н.Эльяш писал: «Перегонец как актриса опередила свое время… Любая форма форсирования мысли, чувства, мимики и пластики была чужда ей. Даже в тех ролях, где на таком форсировании настаивала сама драматургия». 

На сцене театра им.М.Горького Александра Федоровна сыграла десятки разноплановых ролей: от Дездемоны в шекспировском «Отелло» и Норы в «Кукольном доме» Г.Ибсена до Дианы в «Собаке на сене» Лопе де Вега. Однако в историю театра она вошла не только как прекрасная актриса, но и как подлинная героиня, вместе с главным художником Н.А.Барышевым возглавлявшая подпольную группу, которая действовала в театре в годы Великой Отечественной войны. Это уникальный случай в истории, когда подпольщиками стали люди совершенно мирной профессии, оказавшиеся способными не только играть героев на сцене, но и стать героями в жизни. Патриоты, составив план Симферополя, собирали и наносили на него разведанные о военных объектах противника, сообщали населению правдивую информацию о событиях на фронтах. Спасали от отправки в Германию молодежь, обучавшуюся в студии при театре; сохранили тысячи уникальных исторических костюмов. Им удалось уберечь от уничтожения здание театра. В апреле 1944 года, за три дня до освобождения Симферополя, фашисты казнили подпольщиков. В память о них на фасаде театра установлена мемориальная доска: «Артистам и работникам театра, погибшим от рук немецко-фашистских оккупантов: Барышеву Н.А., Перегонец А.Ф., Добросмыслову Д.К., Яковлевой З.П., Чечеткину П.И., Озерову И.Н., Ефимовой П.Т., Савватееву О.А.».

В 1973 году состоялась премьера спектакля «Они были актёрами» В.Орлова, Г.Натансона, постановочный коллектив которого в 1974 году был награжден Золотой медалью им. А.Попова, а в 1977 году спектакль был удостоен Государственной премии СССР. Ныне «Они были актерами», по — прежнему, в репертуаре. В 60-70-е годы на сцене Крымского драматического им.М.Горького начинали свой творческий путь Н.Мартон, А.Балтер, А.Голобородько, впоследствии прославившиеся своими работами на столичных подмостках.

Новейший этап в истории театра, начиная с 1972 года, называют эпохой Новикова. Именно тогда коллектив возглавил А.Г.Новиков. За годы руководства Анатолия Григорьевича в театре произошли кардинальные преобразования отреставрировано основное здание, возведен новый театральный комплекс, созданы Театр юного зрителя и Театр современного балета. А начиналось все со спектакля «Царь Федор Иоаннович» по трагедии А.К.Толстого, премьера которого состоялась 27 декабря 1972 года. Художественное решение декораций и костюмов, музыкальное оформление, ярко сыгранные роли — все придавало спектаклю грандиозность. Эта работа не только раскрыла творческий потенциал группы, но и впервые за последние годы привнесла на крымскую сцену острое решение проблемы личности и власти. Затем последовали не менее яркие творческие удачи «Последние», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Чайка», подтвердившие правильность выбранного Новиковым пути. Режиссерский динамизм, стремительность действия побуждали зрителя глубже постигать «жизнь человеческого духа» героев спектаклей. В 70-80-е годы XX в. в первопрочтении ставится ряд пьес современных драматургов А.Салынского, А.Штейна, Р.Ибрагимбекова, болгарских авторов И.Василева и С.Цанева.

Театр превращается в своеобразную творческую лабораторию по совместной работе с авторами. В 1979 году за заслуги в развитии театрального искусства и высокую сценическую культуру театру было присвоено звание «Академический». Театр плодотворно работает над созданием своего оригинального репертуара. Примером может служить спектакль по роману В.Пикуля «Фаворит» (инсценировка написана Г.Бодыкиным). Из огромного романа-эпопеи в центре внимания постановочного коллектива оказались события, связанные с историей Крыма. 

Шестнадцать лет продолжалась реконструкция здания театра, инициатором проекта которой был А. Г. Новиков. В 1995 году строительство было завершено. И как признание заслуг А. Г. Новикова основной сцене театра было присвоено его имя.

 Прекрасный организатор театрального дела и талантливый режиссер народный артист УССР, лауреат Государственной премии СССР и премий Республики Крым, Почетный гражданин Крыма и Симферополя А. Г. Новиков ушел из жизни в январе 2017 года.

История

Крымский академический русский драматический театр имени М.Горького — старейший театр юга России. Его история насчитывает без малого два столетия. Истоки театра уходят к 1821 году. Архивные документы и краеведческая литература повествуют, что его основателем был московский купец 
Волков, живший в Симферополе некоторое время по совету врачей. Завзятый театрал, он решил создать театр и в Симферополе. Свой выбор остановил на длинном каменном сарае при доме Дворянского собрания.
С разрешения дворянства Волков приспособил его для театральных представлений. Несмотря на скромный внешний вид, театр вскоре стал одним из центров культурной жизни города. Географическое положение Симферополя располагало к тому, что здесь появлялось немало гастролирующих трупп, товариществ актеров. Творческий уровень их не всегда был на высоте, но все-таки спектакли давали возможность симферопольцам знакомиться с русской и мировой драматургией.

 

Примерно в это время корреспондент «Театрального журнала» писал: «В нашем городе существует храм Мельпомены. Нельзя сказать, чтобы он очень хорош, но нельзя утверждать, что он совсем дурен… Снаружи не отштукатурен, внутри отделан посредственно и заключает в себе один ярус лож, партер, оркестр и галерею…» В 40-х гг. XIX в., театр был переоборудован: оштукатурены стены, сделан подъезд, пристроены крытые коридоры, переделан партер и установлены ложи.
Его стали называть «театром трех Александров»: Александр Самойлов директор казенной мужской гимназии, брат известного актера Александринского театра, Александр Казначеев, предводитель дворянства, давший на постройку значительные средства, и Александр Серов, молодой товарищ прокурора, страстный любитель искусства (в будущем известный композитор и музыкальный критик). Именно «три Александра» приложили огромные усилия к улучшению состояния театрального здания. 
В 1846 году с театром сотрудничал известный антрепренер Данила Жураховский.
Знакомый с молодых лет с великим русским актером М.С.Щепкиным, он решил пригласить его на гастроли в Симферополь.
Михаил Семенович согласился сыграть несколько спектаклей на сцене симферопольского театра. В эту поездку Щепкин взял с собой В.Г.Белинского, своего самого благодарного зрителя и объективнейшего критика. М.С.Щепкин был одной из самых ярких личностей в театральной культуре XIX века. Но величие его было не только в богатстве и совершенстве артистического дарования, но и в том, что он создал и передал последующим поколениям школу правдивой театральной игры, обосновал принципы сценического реализма.
Гастроли Щепкин открыл 1 сентября 1846 года спектаклем «Матрос» по пьесе французских авторов Т.Соважа и Ж.Делурье, в котором он исполнял роль Симона. Пьеса эта, рассказывающая о судьбе матроса, после многих лет войны и плена вернувшегося на родину и не узнанного женой и дочерью, не выходила за рамки заурядной мелодрамы. Но мастерство Щепкина поднимало ее до уровня трагедии.

 

Сразу после спектакля «Таврические губернские ведомости» в №39 за 1846 год писали: «В лице матроса Щепкин осуществил подлинник с такой верностью, что заставил зрителей проливать слезы… и забывать, что они сидят в театре». Симферопольские гастроли Михаила Семеновича продолжались двенадцать дней, зрители познакомились с рядом лучших ролей актера, в том числе к его Городничим в «Ревизоре» Н.Гоголя. Спектакли с участием Щепкина показали симферопольской публике, каким должно быть подлинное актерское мастерство и приобщили большинство горожан к искусству Мельпомены.

 

Настоящим праздником для зрителей стали гастроли в 1858 году известного американского актера Айры Фредерика Олдриджа, основу репертуара которого составляли шекспировские образы, а роль Отелло принесла ему мировую известность. Именно в этом образе он предстал перед симферопольцами и вызвал настоящий фурор. В 1873 году, после сдачи театра в аренду С.Чеху, было расширено здание, обустроено зрительское фойе. К этому времени театр пользовался всё большей популярностью у жителей города. 
Любопытно донесение симферопольского полицеймейстера Таврическому губернатору от 6 февраля 1875 года: «Репертуар театра состоит преимущественно из современных драм и комедий,
оригинальных и переводных, изредка даются костюмные пьесы и одноактные оперетки. В труппе находятся несколько талантливых личностей и пьесы разыгрываются весьма удовлетворительно».

 

Спустя год в труппу вступил актер Марко Лукич Кропивницкий, которого в будущем назовут «отцом украинского театра». На симферопольских подмостках он успешно дебютировал в роли Городничего в гоголевском «Ревизоре». И вскоре занял положение ведущего артиста труппы, он играл значительные роли в пьесах А.Островского, Н.Гоголя. Публика и пресса высоко оценивали его исполнение. В симферопольском театре М.Л.Кропивницкий работал недолго, однако, впоследствии не раз возвращался сюда с гастрольными спектаклями.
Марко Лукич проложил дорогу в Крым и другим корифеям украинского театра: неоднократно работала на симферопольской сцене труппа М.П.Старицкого. С 1888 года театр перешел в непосредственное ведение дворянства и стал именоваться «Дворянским». В конце XIX- начале XX вв. с симферопольским театром были связаны судьбы многих выдающихся деятелей театрального искусства: одни работали здесь долгое время, другие же приезжали лишь на несколько дней, чтобы познакомить поклонников Мельпомены со своими работами.
На симферопольской сцене играли Мария Савина, Гликерия Федотова, Вера Комиссаржевская, Павел Орленев. братья Рафаил и Роберт Адельгейм, Митрофан Иванов—Козельский. Шли годы, здание ветшало. В последнюю четверть XIX в. его вынуждены были дважды реставрировать, однако все острее стоял вопрос о необходимости строительства нового «достойного здания для дворянского театра». Была создана специальная строительная комиссия. В августе 1903 года она докладывала: «вопрос о постройке городского театра настолько выяснился в ряду подробностей городской жизни, что едва ли предстоит надобность доказывать необходимость и своевременность этой постройки». В ноябре того же года на заседании городской думы решался вопрос о месте строительства нового здания театра. Выбор был остановлен на углу улиц Дворянской и Пушкинской, там же, где располагалось прежнее здание театра. 
Весной 1909 года был объявлен конкурс на лучший архитектурный проект. Но ни один из тех, что были предъявлены, не отвечал необходимым требованиям. Тогда было решено просить разработать проект академика архитектуры А. Н. Бекетова. Перед архитектором стояла непростая проблема: добиться сочетания в одном здании театра и доходного дома с магазинами и рестораном. А. Н. Бекетов успешно справился с задачей. Весной 1910 года началось строительство под руководством инженера А.М.Рыкова.
Здание театра и доходный дом с рестораном разработано Бекетовым в духе позднего модернизма с некоторыми отклонениями в сторону неоклассицизма. В цветовом решении наблюдалось влияние традиции раннего модерна: использовались цвета пастельного звучания с четким распределением по объектам. Главный вход в театр был оформлен портиком ионического ордера, увенчанным аттиком со скульптурной группой и грифонами.
Художник из Санкт-Петербурга И.Суворов оборудовал сцену и весь антураж переднего занавеса с живописью. Он же выполнил асбестовый занавес и декорации к оперным спектаклям. Все скульптурные работы были проделаны мастерской скульптора О.Якобса. В марте 1911 года строительство было завершено. 1 апреля Симферопольская дума под председательством городского головы И.В.Иванова к предстоящему открытию здания театра постановила «почтить дворянство приветствием и поднести для украшения фойе» мраморный бюст Екатерины П. 11 апреля состоялось открытие нового здания театра. В приветственной речи городского головы в частности говорилось: «Позвольте выразить радость, что наш город украсился крупным общественным зданием и что с постройкой театра поднимается значение его в театральном отношении…»
А издававшийся в Петербурге журнал «Театр и искусство» в 17-м номере за 1911 год сообщал: «Симферополь. 11 апреля состоялось открытие нового долгожданного театра. Театр вмещает около 1150 человек, имея партер и два яруса». На открытие специально была приглашена оперная труппа, давшая спектакль М.Глинки «Жизнь за царя». Также на пасхальной неделе шли опера «Демон», «Русалка» и «Травиата». Всего за один сезон 1911-1912 годов были сыграны 21 драматическая постановка, 16 опер и 18 оперетт. Бурные события Октябрьской революции и гражданской войны, когда Крым вплоть до 1920 года переходил из рук в руки, отразились и на жизни театра.
Волею судьбы в Симферополе в это время оказалось немало талантливых актеров, объединившихся в Товарищество во главе с известным антрепренером В.А.Ермоловым-Бороздиным
Затем Товарищество преобразовалось в Театр Актера, который начал работать с сентября 1919 года.
Газета «Южные ведомости» (№143 от 21 сентября 1919 года) писала: «Руководители «Театра актера» ведут усиленную подготовительную работу к открытию сезона в Дворянском театре. Художником Живовым пишутся новые декорации под наблюдением главного режиссера П.А.Рудина, работавшего прежде в театре Комиссаржевской…»
Сезон открылся 26 сентября «Ревизором» Н.Гоголя. Вскоре репертуар пополнился спектаклями «Осенние скрипки» И.Сургучёва, «Дворянское гнездо» по И.Тургеневу, «Кукольный дом» Г.Ибсена, «Дни нашей жизни» Л.Андреева и «Вишневый сад» А.Чехова. Ведущей актрисой труппы была Павла Вульф, исполняющая центральные роли в большинстве постановок. Благодаря Вульф в театр была принята её ученица, никому ещё неизвестная Фаина Раневская.

 

Дебютом молодой актрисы была роль Маргариты Каваллини в пьесе «Роман». Позже Вульф вспоминала: «Работая над ролью Каваллини с Раневской, я почувствовала, каким огромным дарованием она наделена. Но… роль «героини» не смогла полностью раскрыть возможности начинавшей актрисы». Первой большой удачей Фаины Георгиевны стала роль Шарлотты в «Вишневом саде», определившая её дальнейший путь в искусстве. В исполнении Раневской Шарлотта не глупая приживалка, какой её привыкла видеть публика, а несчастная женщина, знающая, что держат её в доме, пока она развлекает хозяев. «Как сейчас вижу Шарлотту Раневскую», — писала в книге мемуаров П.Вульф, -«Длинная, нескладная фигура, смешная до невозможности и в то же время трагически одинокая… Какое разнообразие красок было у Раневской и одновременно огромное чувство правды, достоверности, чувства стиля, эпохи, автора! И все это у совсем молоденькой, начинавшей актрисы. А какое огромное актерское обаяние, какая заразительность…» На симферопольской сцене Раневская играла Машу в «Чайке» А.Чехова, Манефу в «На всякого мудреца довольно простоты» А.Островского, сваху в «Женитьбе» Н.Гоголя, Настю в «На дне» М.Горького, Машу в «Живом трупе» Л.Толстого. 
В декабре 1920 года театр был объявлен государственным и стал называться Первым Советским. В театре был сильный творческий состав, интересный репертуар: шли пьесы А.Островского,
Ф.Шиллера, П.Бомарше. Но условия работы были чрезвычайно тяжелые, в течение зимы 1920-21гг. театр не отапливался. Актеры болели, голодали. Многим старался помочь прекрасный поэт Максимилиан Волошин, бывший некоторое время членом художественного совета театра.
Среди друзей театра в это время было немало ярких личностей, один из них Константин Тренев, известный писатель и тогда ещё начинающий драматург. В 1919 году он принес в симферопольский театр свою пьесу «Грешница», которая вскоре была поставлена с П.Л.Вульф в главной роли. В 1925 году Тренев окончил свою лучшую пьесу «Любовь Яровая», написанную на крымском материале. Первая постановка этой пьесы состоялась в декабре 1926 года в Малом театре. А спустя три месяца, в марте 1927 года «Любовь Яровая» была впервые поставлена на симферопольской сцене. Режиссер-постановщик Я.Варшавский увидел в пьесе Тренева не только драматургию высоких идей, но, что гораздо важнее, драматургию сильных чувств.

 

Автор пьесы принимал самое активное участие в работе над спектаклем: присутствовал на репетициях, беседовал с актерами, помогая им отыскать «зерно» роли. Вместе с художником Константин Андреевич бродил по симферопольским улицам, выбирая наиболее характерные для художественного образа спектакля уголки города.
Осенью 1925 года судьба привела в Симферополь молодого талантливого композитора и музыканта Иссака Осиповича Дунаевского. Он стал заведующим музыкальной частью театра. Сезон 1925-1926гг. открывался премьерой спектакля «Принцесса Турандот». В афише, которая ныне экспонируется в музее театра им.М.Горького, указано: «Специальная музыка И.О.Дунаевского».
Симферопольский театр славился тогда на весь Советский Союз. В его труппе работали талантливые актеры, режиссеры, художники. Столичная пресса отмечала: «Крымгосдрамтеатр стал одним из лучших провинциальных театров… И представляет собой ценное художественное ядро». Режиссеры П.А.Полевой, Р.А.Унгерн, Б.А.Бертельс, воспитанники петербургской школы, создавали яркие ансамблевые постановки. Именно Бертельс пригласил в театр молодого актера Михаила Царева (в будущем народного артиста СССР, долгие годы возглавляющего Малый театр).

На сцене Крымгосдрамтеатра Михаил Иванович дебютировал осенью 1928 года в роли Григория Орлова в спектакле «Петр Ш и Екатерина П». На симферопольской сцене Царев играл много. Это были разные характеры, амплуа, стили. Новый, 1929 год коллектив встретил премьерой-спектаклем «Ночь перед рождеством» по Н.Гоголю. Это было праздничное, яркое представление, пронизанное весельем и оптимизмом. Как и следовало ожидать, роль кузнеца Вакулы режиссер Б.Бертельс доверил Михаилу Цареву. Спектакль прошел с большим успехом. Три года работы на сцене Крымгосдрамтеатра стали временем становления Царева как актера.
Позже он вспоминал: «Получить приглашение в Симферопольский театр было большой удачей. Симферополь всегда отличался хорошими труппами. Тут служили многие актеры, которые завоевали на периферии, а иногда и в столице настоящее признание».
С симферопольскими подмостками связано становление и другого известного актера театра и кино Владимира Кенигсона. Уроженец Симферополя, он окончил Студию при театре и свои первые большие роли сыграл на его сцене. В сентябре 1932 года театру было присвоено имя Максима Горького.
Вскоре состоялась премьера одной из лучших горьковских пьес «Егор Булычев и другие». Удача постановки во многом была обусловлена блестящим актерским дуэтом Анатолия Добкевича и Александры Перегонец, игравших Егора Булычева и Шуру. Не менее интересными были и последовавшие затем спектакли по пьесам Горького «Мещане», «Дети солнца», «На дне», в которых играли замечательные актеры Михаил Названов, Яков Смоленский, Леонид Риттер, Михаил Куликовский.
Знаковым в жизни театра стал спектакль «Старик», поставленный в 1951 году великим русским режиссером Павлом Гайдебуровым. Он стал событием в театральной жизни не только Крыма, но и всей страны. Спектакль, получивший высочайшую оценку специалистов и зрителей, в 1952 году был удостоен Государственной премии СССР.
Одной из наиболее ярких актерских индивидуальностей театра 30-х-начала 40-х годов была Александра Перегонец. Актриса акварельных красок, мастер тонкого психологического нюанса. Известный театровед Н.Эльяш писал: «Перегонец как актриса опередила свое время… Любая форма форсирования мысли, чувства, мимики и пластики была чужда ей. Даже в тех ролях, где на таком форсировании настаивала сама драматургия». 
На сцене театра им.М.Горького Александра Федоровна сыграла десятки разноплановых ролей: от Дездемоны в шекспировском «Отелло» и Норы в «Кукольном доме» Г.Ибсена до Дианы в «Собаке на сене» Лопе де Вега. 
Однако в историю театра она вошла не только как прекрасная актриса, но и как подлинная героиня, вместе с главным художником Н.А.Барышевым возглавлявшая подпольную группу, которая действовала в театре в годы Великой Отечественной войны. Это уникальный случай в истории, когда подпольщиками стали люди совершенно мирной профессии, оказавшиеся способными не только играть героев на сцене, но и стать героями в жизни. Патриоты, составив план Симферополя, собирали и наносили на него разведанные о военных объектах противника, сообщали населению правдивую информацию о событиях на фронтах. Спасали от отправки в Германию молодежь, обучавшуюся в студии при театре; сохранили тысячи уникальных исторических костюмов.
Им удалось уберечь от уничтожения здание театра. В апреле 1944 года, за три дня до освобождения Симферополя, фашисты казнили подпольщиков. В память о них на фасаде театра установлена мемориальная доска: «Артистам и работникам театра, погибшим от рук немецко-фашистских оккупантов: Барышеву Н.А., Перегонец А.Ф., Добросмыслову Д.К., Яковлевой З.П., Чечеткину П.И., Озерову И.Н., Ефимовой П.Т., Савватееву О.А.».
В 1973 году состоялась премьера спектакля «Они были актёрами» В.Орлова, Г.Натансона, постановочный коллектив которого в 1974 году был награжден Золотой медалью им. А.Попова, а в 1977 году спектакль был удостоен Государственной премии СССР. Ныне «Они были актерами», по — прежнему, в репертуаре. В 60-70-е годы на сцене Крымского драматического им.М.Горького начинали свой творческий путь Н.Мартон, А.Балтер, А.Голобородько, впоследствии прославившиеся своими работами на столичных подмостках.
Новейший этап в истории театра, начиная с 1972 года, называют эпохой Новикова. Именно тогда коллектив возглавил А.Г.Новиков. За годы руководства Анатолия Григорьевича в театре произошли кардинальные преобразования
отреставрировано основное здание, возведен новый театральный комплекс, созданы Театр юного зрителя и Театр современного балета. А начиналось все со спектакля «Царь Федор Иоаннович» по трагедии А.К.Толстого, премьера которого состоялась 27 декабря 1972 года. Художественное решение декораций и костюмов, музыкальное оформление, ярко сыгранные роли — все придавало спектаклю грандиозность.
Эта работа не только раскрыла творческий потенциал группы, но и впервые за последние годы привнесла на крымскую сцену острое решение проблемы личности и власти. Затем последовали не менее яркие творческие удачи «Последние», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Чайка», подтвердившие правильность выбранного Новиковым пути. Режиссерский динамизм, стремительность действия побуждали зрителя глубже постигать «жизнь человеческого духа» героев спектаклей. В 70-80-е годы XX в. в первопрочтении ставится ряд пьес современных драматургов А.Салынского, А.Штейна, Р.Ибрагимбекова, болгарских авторов И.Василева и С.Цанева.
Театр превращается в своеобразную творческую лабораторию по совместной работе с авторами. В 1979 году за заслуги в развитии театрального искусства и высокую сценическую культуру театру было присвоено звание «Академический». Театр плодотворно работает над созданием своего оригинального репертуара. Примером может служить спектакль по роману В.Пикуля «Фаворит» (инсценировка написана Г.Бодыкиным). Из огромного романа-эпопеи в центре внимания постановочного коллектива оказались события, связанные с историей Крыма. 
Шестнадцать лет продолжалась реконструкция здания театра, инициатором проекта которой был А. Г. Новиков. В 1995 году строительство было завершено. И как признание заслуг А. Г. Новикова основной сцене театра было присвоено его имя.
 Прекрасный организатор театрального дела и талантливый режиссер народный артист УССР, лауреат Государственной премии СССР и премий Республики Крым, Почетный гражданин Крыма и Симферополя А. Г. Новиков ушел из жизни в январе 2017 года.

Вехи в жизни театра: 

1974 — награждение Золотой медалью им.А.Попова спектакля «Они были актерами»;
1974 — гастроли в Ленинграде, на сцене театра им.Комиссаржевской;
1976 — гастроли в г. Москве, на сцене театра им. Моссовета
1977 — присвоение Государственной премии СССР спектаклю «Они были актерами»;
1978 — открытие Малой сцены, первой в СССР; 1978 — гастроли в Ленинграде, на сцене театра им. Ленсовета;
1979 — присвоение театру звания «Академический». Начало реконструкции театрального комплекса;
1984 — творческий отчет-гастроли в г.Киеве;
1984 — открытие Филиала театра на площади Советской в Симферополе;
1991 — открытие Новой сцены; открытие Амфитеатра;
1993 — открытие ТЮЗа в помещении Филиала театра;
1995 — завершение реконструкции театра. Открытие Основной сцены, которой присвоено имя А.Г.Новикова. Открытие Государственной школы-студии (ВУЗ) при театре;
1996 — открытие Сцены во дворике;
1999 — присуждение Премии АРК спектаклю «Ревизор»;
2001 — гастроли в г.Санкт-Петербурге, на сцене Александринского театра;
2006 — присуждение постановочному коллективу спектакля «Возвращение Мастера и Маргариты» Премии АРК; присуждение постановочному коллективу спектакля «Жена полицеймейстера» премии АРК; присуждение постановочному коллективу спектакля «Роскошные женщины» премии АРК;
2014- участие спектакля «Маскарад» во Всероссийском фестивале спектаклей по произведениям М. Ю. Лермонтова (г. Пенза); 2015- участие спектакля «Жить как боги» в 1-м Международном фестивале современной русской драмы «Смотрины» (г. Москва); 2017- участие спектакля «Яков Богомолов» в VIII Российском театральном фестивале имени М. Горького (г. Нижний Новгород). 

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наш сайт использует куки. Продолжая им пользоваться, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответсвии с политикой конфиденциальности.
Согласен