«Дорога без конца»
22 марта 2019
«Крымские известия»,№50 (6678), 22 марта 2019 г.
22 марта отмечает шестидесятилетие заслуженный артист Украины Владимир Крючков. В свой юбилей он выйдет на сцену родного Крымского академического русского драматического театра им. М. Горького в образе главного героя лирической комедии М. Хейфеца «Рок-н-ролл на закате».
Детство Владимира прошло в Каховке Херсонской области. Творческие способности проявились рано — он увлечённо участвовал в школьной самодеятельности, в старших классах играл на гитаре в ВИА. В 14 лет стал заниматься в театральной студии Дома культуры. Именно тогда юноша решил, что хочет быть только актёром.
— Несмотря на молодость, вдруг понял, что актёрская профессия даёт возможность быть разным, — рассказывает В. Крючков. — На сцене мы проживаем чужие жизни, оказываемся по ходу сюжета в разнообразных ситуациях. Сначала актёр играет молодых, затем персонажи вместе с ним стареют… По сути, это дорога без конца. На сцену можно выходить и в 29 лет, и в 90… В этом роскошь нашей профессии.
После окончания школы Владимир отправился покорять Москву, подал документы в театральные вузы столицы, в Щепкинском училище даже дошёл до третьего тура, но простудился и потерял голос… Удача улыбнулась в Киеве — поступил в Институт театрального искусства им. И. Карпенко-Карого.
— В дипломных спектаклях был занят довольно плотно, — вспоминает актёр. — Но главной считаю постановку «Лучше остаться мёртвым, или Человек со звезды», где довелось сыграть шесть очень разных ролей.
Именно в этом спектакле Крючкова увидел Анатолий Новиков и пригласил на работу в Крымский академический русский драматический театр имени М. Горького. Так судьба привела Владимира в Симферополь.
Крючков из категории актёров, которые поступательно идут к вершинам мастерства. Его первые работы на крымской сцене были робкими шагами молодого артиста, сумевшего, однако, не потеряться в ансамбле опытных коллег. Осенью 1982 года мне довелось присутствовать практически на всех репетициях чеховской «Чайки», в которой А. Новиков доверил Крючкову роль учителя Медведенко. Видела, как мучительно искал актёр необходимые краски для создания образа скучного, заурядного человека, искренне любящего и не понимающего, что его любовь может быть в тягость.
Спустя два десятилетия Владимир вновь прикоснулся к драматургии А. Чехова, сыграв Андрея Прозорова в спектакле «Три сестры». Это была уже работа опытного актёра, сумевшего создать образ мягкотелого, рано уставшего от жизни человека, смирившегося с участью мужа-подкаблучника.
В репертуаре Крючкова десятки разноплановых ролей. С теплотой вспоминает он свои образы в спектаклях 80—90-х годов: «Как управлять женой», «Осенние мотивы», «Грехи земные», «Новоселье в старом доме».
— Самую высокую, на мой взгляд, оценку дал Новиков, когда на вечере в честь моего пятидесятилетия сказал, что у Крючкова нет амплуа, он может играть всё.
И всё же, думается, наиболее удаются ему роли характерные. В галерее созданных им образов встречаются и милые чудаки, и откровенные негодяи. Крючков совершенно справедливо считает, что у любого отрицательного персонажа есть что-то хорошее. Творческой удачей актёра стала роль журналиста Корнюде в спектакле «Дилижанс» по Г. Мопассану. Его герой, неглупый, остроумный либерал, абсолютно беспринципен. Оказавшись в пограничной ситуации, он поспешно стал на сторону «большинства». Иронично, а порой с сарказмом, рисовал своего Корнюде Крючков, даже запоздалое раскаяние его казалось фальшивым.
Повезло актёру и на образы правителей, он играл Наполеона в «Императоре и прачке» В. Сарду, Э. Моро, Тиссаферна в «Забыть Герострата!» Г. Горина.
— Мне всегда интересно, как меняются люди, попав во власть, где та грань, когда нормальный человек становится другим, — замечает актёр, — ведь мои Наполеон и Тиссаферн — они же хорошие, их испортила власть.
В. Крючков обладает способностью в незатейливых, на первый взгляд, бытовых пьесах создавать запоминающиеся образы, заставляющие задуматься о превратностях человеческих судеб. Жизненно достоверны и при этом сценически выразительны его герои в спектаклях «Афинские вечера» П. Гладилина, «Свадебный марш» В. Азерникова, «Мужчины по выходным» В. Мережко.
Ярко, колоритно работает актёр в постановках по русской классике, особенно удаются ему образы, созданные гением А. Островского. Убедительны и узнаваемы его шумный, умело создающий видимость активной деятельности Городулин в «Такие люди нам нужны» («На всякого мудреца довольно простоты»), готовый обманываться увалень Лыняев в спектакле «Волки и овцы».
В минувшем сезоне репертуар Крючкова пополнился ещё одной значительной работой: в лирической комедии Михаила Хейфеца «Рок-н-ролл на закате» он играет главную мужскую роль. Его герой — немолодой человек, привыкший к одиночеству и страшащийся что-то изменить в своей жизни. В этой роли Крючков заблистал новыми гранями мастерства, актёр убедительно передаёт, как непросто его герою сделать шаг навстречу счастью. Он трогательный, иногда смешной, порой раздражающий нежеланием признаться, что ему не хватает человеческого тепла и понимания…
Ещё одна ипостась творческой деятельности Крючкова — театральная педагогика, которой он занимается более двадцати лет. Сначала преподавал сценическую речь, со временем стал вести актёрское мастерство, как мастер уже выпустил четыре курса.
— Горжусь, когда моих выпускников приглашают в театр. Работа со студентами даёт возможность передать весь накопленный профессиональный и жизненный опыт. Скажу без пафоса — я знаю театр от и до. Умею делать декорации, мебель, шить костюмы. Для меня немаловажно, что, работая над дипломными спектаклями, имею возможность заниматься режиссурой, тяга к которой с годами становится всё сильнее.
Людмила КАСЬЯНЕНКО