ОНИ БЫЛИ ПАТРИОТАМИ
10 апреля 2021
Памяти членов noдnoльной группы «Сокол»
Начало Великой Отечественной войны застало труппу Крымского госдрамтеатра им. М.Горького на гастролях в Севастополе. 21 июня был сыгран с большим успехом у публики спектакль «Кремлевские куранты». А объявленный на 22 июня спектакль «Машенька» уже не состоялся. Поступил приказ дирекции: немедленно возвращаться в Симферополь
За первые два с половиной месяца войны театр дал свыше 100 выездных концертов в воинских частях и госпиталях, шли спектакли на стационаре. В конце октября 1941 года, когда фронт был прорван и Крым оказался отрезанным от Большой земли, часть коллектива театра сделала попытку эвакуироваться, но уже было поздно. 1 ноября фашисты вошли в Симферополь. Началось страшное время оккупации. В декабре был расстрелян один из ведущих артистов театра Яков Смоленский. В феврале 1942 года в гестаповских застенках погиб прекрасный актер и благороднейший человек Анатолий Иванович Добкевич, муж актрисы Александры Перегонец.
Понимание необходимости борьбы с оккупантами зародилось не вдруг. Организатором подпольной патриотической группы стал главный художник театра Николай Андреевич Барышев, пользовавшийся в коллективе непререкаемым авторитетом. Ныне большинство историков сходятся во мнении, что Барышев был оставлен партийным руководством города для подпольной деятельности. Партизанская кличка Николая Андреевича — Сокол — дала название подпольной группе. Верной соратницей Барышева была прекрасная актриса, любимица крымских зрителей Александра Перегонец. В подпольно-патриотическую группу театра входили актеры Дмитрий Добросмыслов и Зоя Яковлева, ученик художника Олег Савватеев, костюмеры Илья Озеров и Елизавета Кучеренко, машинист сцены Павел Чечеткин, уборщица Прасковья Ефимова.
В апреле 1942 года оккупанты издали указ, обязывающий актеров приступить к работе. 15 мая театр начал работать. Играли русскую классику, оперетты. Это давало возможность подпольщикам собираться в театре для координации своей деятельности, не вызывая подозрения у фашистов. Когда начался массовый угон молодёжи в Германию, по предложению Барышева была создана театральная студия, чтобы спасти хотя бы часть молодых крымчан. Набор в студию осуществляли актрисы Александра Перегонец и Елена Одоевская. Именно театральная студия помогла легализоваться советской разведчице-радистке под псевдонимом Наташа (Татьяна Овсюг).
К концу 1942 года группа Барышева установила связь с партизанским движением. Подпольщики снабжали партизан медикаментами и теплыми вещами, распространяли листовки со сводками Совинформбюро. Используя открывшийся у Дмитрия Константиновича Добросмыслова незаурядный дар разведчика, добывавшего информацию во время выступлений для немецких офицеров, подпольщики передавали партизанам важнейшие сведения о перемещении гитлеровских частей.
Накануне операции по освобождению Крыма подпольщики активизировали разведывательную работу. На основе собранных данных Барышев изготовил карту Симферополя, на которую были нанесены сведения о расположении немецких частей, военной техники, огневых точек. Карту передали на Большую землю. Она оказалась ценным подспорьем для советского командования при освобождении Симферополя от немецко-фашистских захватчиков.
Подпольщикам удалось сохранить коллекцию уникальных театральных костюмов, которую гитлеровцы планировали вывезти в Германию. Патриоты замуровали костюмы в тайнике в подвале театра.
Николай Андреевич понимал, что у большинства подпольщиков семьи, всех в лес не уведешь. Однако «отсидеться» не удалось. Первыми были арестованы Чечеткин и Ефимова. 18 марта гестаповцы арестовали Перегонец, Яковлеву, Добросмыслова. 19 марта – Барышева, Озерова, Савватеева.
10 апреля 1944 года, за три дня до освобождения Симферополя, подпольщиков расстреляли. В живых осталась лишь Елизавета Кучеренко, которой удалось избежать ареста. Именно Елизавете Кучеренко при помощи старейшего работника театра – бутафора Андрея Сергеевича Карлова удалось спасти здание театра, которое фашисты планировали уничтожить, уходя из города.
Память о героях жива в родном Крымском академическом русском драматическом театре им. М. Горького, в пронзительном спектакле «Они были актёрами», поставленном в 1973 году и удостоенном Государственной премии СССР в 1977 году, в мемориальной доске на фасаде театра.
Руководитель литературно-драматургической части театра
Людмила КАСЬЯНЕНКО