Мечтатель театра и его голливудская звезда
(Павел Орленев и Алла Назимова)
В театральной жизни России конца ХIХ — первой четверти ХХ в. личность Павла Николаевича Орленева занимает почетное место. Актер, большую часть жизни работавший на провинциальных подмостках, в известности, зрительской любви обошел многих столичных артистов.
Павел Орлов (Орленев — псевдоним, который он взял, решив посвятить себя сцене) родился в 1869 году в Москве. Его отец — Николай Тихонович — занимался оптовой торговлей. Как-то сибирский купец, с которым он вел дела, обанкротился и в виде компенсации долга прислал четыре ящика книг. В трех из них были пьесы.
Николай Тихонович стал усердным читателем этих книг. Это и неудивительно, он был страстным поклонником Мельпомены, особенно любил Малый театр. Во многом благодаря отцу, часто читавшему пьесы вслух, Павел тоже полюбил драматургию и театр. 12-летним мальчиком он сыграл маленькую роль в спектакле Московского артистического кружка «Русская свадьба». Сделано это было втайне от гимназического начальства. Однако из гимназии его все же, чуть позже, исключили: вместо задания по латыни учитель обнаружил в тетради текст роли Фердинанда из «Коварства и любви» Ф. Шиллера.
Павла неудержимо влекло к искусству. Став учащимся театральной школы, семнадцатилетний Орленев впервые услышал похвалу — положительно о его актерских данных отозвался сам Александр Островский. Было это в марте 1886 года. Тогда же по рекомендации великого драматурга Орленева взяли в школу для особенно одаренных молодых людей при Малом театре. Но спустя три месяца Александра Николаевича не стало. Положение молодого актера оказалось отчаянным — из дома ушел, работы в Москве не было… И он начал кочевую жизнь провинциального актера. Работал в Вологде, Риге, Нижнем Новгороде, Вильно. Много гастролировал по югу России. Неоднократно маршрут пролегал через Крым: Керчь, Севастополь, Ялту…
В июне 1900 года в составе труппы Санкт-Петербургского театра Литературно-художественного общества Орленев приехал в Симферополь со спектаклем «Преступление и наказание», в котором играл Родиона Раскольникова. Эта роль появилась в репертуаре Павла в 1899 году. Поначалу образ не был ему близок. Инсценировка Я. Дельера была слабой, и Орленев, следуя замыслу Достоевского, переписал роль «под себя» и сделал это очень достойно, отыскав в «Преступлении и наказании» свою тему. В его трактовке в образе Раскольникова сходятся Бог и дьявол, ведущие жестокую борьбу. Четверть века спустя легендарный театровед Павел Марков писал: «Достоевский не напрасно крепко вошел в его коренной репертуар, и не случайно Митя Карамазов и Раскольников оказались одними из лучших его ролей. В Достоевском он вскрывал… мятеж страстных и непримиримых чувств».
Симферопольская публика увидела «Преступление и наказание» 9 июня 1900 года, а уже 11 июня газета «Крым» откликнулась на спектакль рецензией, в которой отмечалось, что П. Орленев — актер, способный «понять страдания гордой и беспокойной человеческой души».
Год спустя, в июне 1901-го, Павел Орленев вновь в Симферополе, на сей раз с собственной труппой. Гастроли проходили в Летнем театре и открылись 17 июня спектаклем «Царь Федор Иоаннович». Эта трагедия А. Толстого занимает особое место в творческой биографии Павла Николаевича. Именно он первым в России сыграл роль царя Федора, тем самым узаконив актерское амплуа «неврастеника» — «негероического героя больного века». Как верно подметил Павел Марков, «Орленев переводил неврастению в план трагических чувствований и покорял зрителя непосредственностью и разительной правдой». В мемуарах актера сказано: на другой день после премьеры «Федора», которая состоялась в Петербурге 12 октября 1898 года, на два дня раньше легендарной премьеры в МХТ, — он «проснулся знаменитостью».
Покорена была блестящей работой и симферопольская публика. Рецензент в газете «Крым» (21 июня 1901 года) подчеркивал: А. Толстой «написал свою трагедию, словно имел в виду такого исполнителя, как Орленев». Талантливый актер захватил крымских театралов не только мастерством и изумительной напевностью русской речи, но и трактовкой образа, несколько отличавшейся от авторской. Исследователи творчества Орленева отмечали, что «он играл царя-интеллигента, предназначенного для простого счастья, но сломленного непосильной тяжестью обстоятельств».
19 июня 1901 года симферопольцы познакомились с постановкой пьесы немецкого драматурга Г. Гауптмана «Михаил Крамер», написанной всего за год до этого, в которой П. Орленев исполнял небольшую, но значимую роль художника Арнольда, сына главного героя.
20 июня дан спектакль «Братья Карамазовы». Роль Дмитрия Карамазова появилась в репертуаре Орленева незадолго до гастролей. Его герой был сгустком энергии, любая мысль у него немедленно превращалась в действие. Митя-Орленев не лицемерил и не думал о последствиях. Исследователь творчества актера А. Мацкин писал об орленевском Мите: «Он был весь во власти своей необузданной природы и не знал передышки в той исступленности, которая буквально сжигала его».
21 июня состоялся бенефис Орленева, для которого актер выбрал новую пьесу французского драматурга Эдмона Ростана «Орленок».
Во всех гастрольных спектаклях партнершей Павла Николаевича была Алла Назимова, с которой он познакомился в декабре 1900 года в Костроме и сразу же отчаянно влюбился в яркую, похожую на экзотический южный цветок красавицу.
Актер А. Мгебров вспоминал: «Алла Назимова была, быть может, единственной женщиной в жизни Орленева, которую он действительно глубоко любил».
Марем Идес Левентон, известная как Алла Назимова, родилась 21 мая (2 июня) 1879 года в Ялте. Родители — аптекарь Яков Левентон и его жена Сара — называли дочь на русский лад Аделаидой. Детство Аделаиды прошло в непростой обстановке: отец отличался деспотичным, вспыльчивым нравом, скандалы в семье были привычным явлением. Когда девочке было восемь лет, родители развелись, Аделаида осталась с отцом. В 1893 году он отправил дочь в Одессу, где жили родственники по материнской линии. Там она обучалась в гимназии и довольно успешно занималась музыкой. Именно в Одессе девушка решила стать актрисой. И в 1895 году отправилась в Москву, где поступила в музыкально-драматическое училище при Филармоническом обществе. Так Аделаида Левентон превратилась в Аллу Назимову. В 1898 году она вместе с другими учениками В. Немировича-Данченко вошла в труппу Московского Художественного театра, правда, на правах статистки. Два года проработала в прославленном коллективе, играла в основном эпизоды и выходила в массовке. Поняв, что актерской карьеры здесь ей не сделать, Алла решила уехать в провинцию. Именно там она получила то, о чем мечтала — возможность играть большие роли, постоянно выходить на сцену.
Орленев был покорен не только красотой Назимовой, но и сумел разглядеть в ней подлинный актерский дар. Неслучайно Павел Николаевич сразу же решил, что она должна играть Грушеньку в «Братьях Карамазовых». С того времени начались их бурный роман и сценическое партнерство. С уверенностью можно сказать, что настоящую актрису Назимову воспитал именно Орленев.
Летом 1901 года Алла с успехом выходит на подмостки в родном Крыму. Публика по достоинству оценила ее дарование. Рецензент газеты «Крым» отметил, что она талантливо исполнила роль царицы Ирины в спектакле «Царь Федор Иоаннович».
После Симферополя Орленев и Назимова отправились в Ялту. Там они остановились в доме отца Аллы на Набережной. В тот приезд Орленев часто встречался с Антоном Чеховым, которого боготворил. В основном они виделись на Белой даче, но однажды Чехов нанес визит в дом Левентона.
Чехов ценил Орленева за актерский талант и истинную интеллигентность; прекрасно разбиравшийся в людях, Антон Павлович видел, что при всей необузданности характера в Орленеве преобладают рыцарственность, воспитанность духа.
В 1901—1904 годах П. Орленев часто бывал в Крыму, иногда эти приезды были молниеносны, на день-два, а порой длились неделями. В марте 1904 года Орленев и Назимова приехали в Ялту с драмой Г. Ибсена «Привидения». Постановка ялтинской публике не понравилась, остался разочарованным и Чехов, который тоже был на спектакле.
В Ялте Павел и Алла пробыли неделю. И все это время Павел Николаевич почти не расставался с Чеховым. Возможно, у актера было предчувствие, что видит Антона Павловича в последний раз. В мемуарах Орленев вспоминал, что однажды Чехов предложил написать для него пьесу. «Когда я приехал к нему прощаться, он сказал: «Не беспокойтесь, пьеса будет готова к сроку, и знаете, Орленев, как называться она будет?». Я ответил: «Вам лучше знать». Он мне сказал, что назовет ее «Орленев». Этот разговор великого драматурга и талантливого актера состоялся на Страстной неделе. Планам Чехова не было суждено сбыться: в июле 1904 года Антона Павловича не стало. Пьеса так и не была написана.
О смерти писателя Орленев и Назимова узнали в Ялте, куда вновь привезли «Привидения», но уже с другим актерским составом. Однако и на сей раз успеха у земляков Назимовой постановка не имела. Огорченный холодным приемом и страшным известием о кончине Чехова, Орленев покинул Крым и вернулся только в конце августа. 11 сентября .«Привидения» сыграли в Симферополе на сцене городского клуба. Здесь спектаклю сопутствовали восторженный прием публики и положительные отзывы критиков. 24 сентября симферопольцы имели возможность вновь увидеть Орленева и Назимову в «Братьях Карамазовых».
В конце сентября пара покинула Крым. Алла Александровна, как оказалось, навсегда. Гастрольный маршрут пролегал через Берлин, Лондон, конечным пунктом был Нью-Йорк, куда они прибыли в марте 1905 года. После успешных гастролей труппа во главе в Орленевым вернулась в Россию. Назимова, получившая приглашение работать в нью-йоркском театре, осталась в Америке. Согласно заключенному контракту она за полгода должна была подготовить роль на английском языке и осенью сыграть ее. Условия контракта Алла Александровна выполнила, выбрав для дебюта в чужой стране пьесу любимого драматурга Г. Ибсена «Гедда Габлер». Осенью 1906 года состоялась премьера. Это был настоящий триумф Аллы Назимовой и русской сценической школы. Биографы актрисы рассказывали, что среди тех, кого потрясли игра, был восемнадцатилетний Юджин О’Нил. Будущий великий драматург ходил смотреть «Гедду Габлер» десять раз!
Довольно быстро Алла Александровна снискала славу звезды американского театра. В 1916 году начала сниматься в кино, и здесь ей тоже сопутствовал успех, по сути наша землячка стала настоящей легендой
Голливуда.
В отличие от Назимовой, Орленев еще не раз будет возвращаться в любимый Крым. В мае 1917 года он вновь привез в Симферополь «Преступление и наказание». Несмотря на возраст, по-прежнему убедительно исполнял роль Раскольникова, которая в то тревожное время звучала особенно пронзительно.
Последнее выступление П. Орленева на симферопольской сцене состоялось уже после революции, в октябре 1924 года.
Людмила КАСЬЯНЕНКО