ФРАНЦУЗСКИЙ УЖИН С НИЖЕГОРОДСКИМ ПРИВКУСОМ
…Жена собирается навестить маму, а оставшийся дома муж ждёт к ужину старинного друга и… ещё кое-кого. Однако супруга тоже не прочь увидеться с давним приятелем — и откладывает визит, что кардинально меняет ход действия. Именно такова завязка декабрьской премьеры в Крымском академическом русском драматическом театре им. М. Горького. А какая премьера может быть накануне праздника? Конечно же, комедия!
«Пижама на шестерых, или Ужин по-французски» Марка Камолетти (пьеса с терпким оттенком пикантности и будоражащей воображение отметкой «18+») — классическая комедия положений. Несмотря на внешнюю легковесность, драматургия подобного рода всегда украшает репертуар. «№ 13», «Слишком женатый таксист», «Папа в паутине» британца Рэя Куни без особого труда собирали полные залы, а «Примадонны» Кена Людвига, «Как ты сюда попала?» Робина Хоудона и «Незаконные невесты» того же Марка Камолетти продолжают и сегодня идти на сцене одного из старейших театров юга России с неизменным аншлагом.
…В паутине дверей и лестниц на сцене разворачивается весьма динамичное действо.
Глава семейства Бернар (Максим Малый) ждёт в гости свою пассию — фотомодель Брижит (Елена Ципилёва). А для отвода глаз приглашает приятеля Робера (Сергей Ющук). Узнав об этом, супруга Бернара Жаклин (Людмила Фёдорова) переносит визит к матери на неопределённый срок — ведь с Робером её связывает гораздо большее, чем дружба. Таким образом, совсем не любовный треугольник превращается в любовный квадрат, а потом — в пятиугольник, где сам чёрт ногу сломит: приглашённая кухарка (Юлия Дудченко), тоже по имени Брижит, вносит в атмосферу всеобщего адюльтера не просто дополнительную сумятицу — полную неразбериху.
Пересказывать дальше лихо закручивающийся сюжет, конечно же, не имеет смысла — предоставим зрителю самому погрузиться в это донельзя запутанное действо с переодеваниями, нелепыми ситуациями и постоянной беготнёй — верными спутниками комедии положений. Лучше поговорить о том, что же в итоге получилось у актёров и режиссёра-постановщика Юрия Фёдорова.
Прежде всего, отмечу, что изначальная благодатность жанра комедии положений имеет и обратную сторону. Главное здесь — привнести в спектакль свежую струю. Вопрос — как? Один из путей — продуманность драматургической линии. Второй — яркая лепка характеров, нестандартный подход к развитию образов героев пьесы. Получилось ли это? На мой взгляд, не совсем. Откровенно разочаровал подбор актёров. Даже при беглом взгляде на главного героя в исполнении Максима Малого на ум приходит знаменитая фраза Станиславского: «Не верю!». Ну не поверит зритель, что Бернар в подобной трактовке мог покорить сердце парижской фотомодели! Да и сама фотомодель Брижит в исполнении милой и симпатичной молодой актрисы Елены Ципилёвой получилась ходульной и до боли напоминающей Крис и Энджи из скетч-шоу «Одна за всех». Не слишком удачен, на мой взгляд, и выбор актрисы на роль Жаклин. Людмила Фёдорова внутренне гораздо глубже своей героини — и именно это создаёт дисгармонию на сцене. Что касается кухарки Брижит, то исполнительница этой роли Юлия Дудченко временами вообще переигрывает до откровенной пошлости. Меньше всего претензий к Сергею Ющуку, который довольно убедительно показал преображение скромного бухгалтера с Монмартра в горячего мачо.
Ещё один просчёт создателей спектакля, думается, заключается в том, что происходящему на сцене действу катастрофически не хватает той самой французской лёгкости, которая способна придать шарм даже самому банальному сюжету. В итоге вместо неуловимого парижского шика на сцене царит неуклюжее смешение «французского с нижегородским».
Впрочем, не будем слишком строги в суждениях. Зритель получил к новогодним праздникам комедию — а это уже немало. Автор же этих строк хотела бы увидеть спектакль с другим актёрским составом, чтобы иметь возможность по-новому взглянуть на саму пьесу и свежим взглядом оценить её режиссёрское воплощение.
Марина ГУСАРОВА
На снимках Виталия ПАРУБОВА — сцены из спектакля.
Источник: http://new.crimiz.ru/rubriki/100-kultura-iskusstvo-obrazovanie-nauka/6355-frantsuzskij-uzhin-s-nizhegorodskim-privkusom