"Крымский Академический Русский Драматический Театр

О тех, кого помним

«Крымские известия»
16.11.2018

Он дарил людям сказку

«Крымские известия»
18.07.2017

Ради счастливых глаз зрителей

КАЗАЛОСЬ, НОВИКОВ БУДЕТ ВСЕГДА

Памяти народного артиста УССР,

лауреата Государственной  премии СССР Анатолия Новикова

 Невыносимо сложно писать об Анатолии Григорьевиче Новикове в прошедшем времени. Был в этом почти девяностолетнем человеке такой заряд энергии, что казалось, он будет жить вечно. Увы… Анатолий Григорьевич был жизнелюбом, всегда жил планами на будущее, не «прожектами», а реальными планами, которые целенаправленно претворял в жизнь.

Влюбившись в магический мир театра в далеком 1945, сын строителя из Константиновки сделал этот мир смыслом всей жизни. Театр Новиков любил больше всего на свете, и тот отвечал ему взаимностью. Анатолий Григорьевич работал режиссером и главным режиссером в Чите, Саратове, Липецке, Брянске, Перми. Но только в Симферополе, куда он приехал в 1972 году, в Крымском русском драматическом театре им.М.Горького (тогда еще не имевшим высокого звания «Академический») Новиков  сумел реализовать свой творческий и организаторский потенциал. Именно здесь ему удалось претворить в жизнь многое из своих устремлений. Он строил – и в прямом, и в переносном смысле – театр, как хороший хозяин строит дом. Анатолий Григорьевич сумел поставить своего рода рекорд среди художественных руководителей – сорок пять лет он возглавлял один театр. И этим он искренне гордился! Уже своими первыми постановками на симферопольской сцене Новиков показал, что он обладает столь необходимым для режиссера качеством: с одной стороны не обременять себя пиететом к классическому наследию, а с другой – не позволять себе излишне фамильярного отношения к нему. 141 спектакль поставил Анатолий Григорьевич  на сцене театра им.М.Горького, и трудно выделить из них какие-то особо. Трудно, потому что  уж очень много их, оказавшихся знаковыми и определяющими. Режиссер жесткий, ироничный, Новиков перед публикой не заискивал, не шел на поводу у её вкусов. Он смело смешивал трагическое и комическое, возвышенное и приземленное,  соединял разные краски, создавая спектакли, сочетающие глубину проблематики и оригинальность режиссерского решения. Новиков как художественный руководитель верно хранил традиции русского репертуарного театра, был приверженцем искусства переживания и сценического реализма. Его постановки выстроены филигранно с точки зрения человеческих взаимоотношений героев. Но при этом он не был чужд и других форм выразительности. В масштабных постановках Новикова семидесятых – восьмидесятых годов чувствовалось влияние его учителя – выдающегося Николая Охлопкова. Публицистичность в таких спектаклях, как «Они были актерами», «Версия», «Русь Киевская», «Дальше…Дальше…Дальше…» была ярко выражена, как и бьющая через край экспрессия.  Некоторые  столичные театроведы, не знавшие  у кого учился Новиков, посмотрев его постановки, сразу узнавали фирменный почерк его педагога.

 Особенное отношение было у Новикова к драматургии А.П.Чехова. На крымской сцене он дважды обращался к пьесам «Дядя Ваня», «Три сестры», поставил «Чайку». В этих спектаклях был глубокий камерный психологизм, смелое,  нетрадиционное и одновременно очень чеховское по духу решение. Анатолий Григорьевич блестяще работал в этих  постановках и как актер. Особенно убедителен он был  в образе доктора Астрова. У его героя была  ироничная улыбка, усталые глаза и подавляемое внутреннее кипение страстей.  Новикову – актеру было свойственно  наделять своих героев чертами собственного характера и темперамента. Может поэтому его Астров – не изверившийся человек, он  лишь устал от  серой действительности, но его энергия не угасла. Произнося красивые слова  о будущем, он был далек от абстрактного  оптимизма: он не декларировал, он размышлял; в попытке заглянуть в будущее он  видел свое спасение.

К слову, среди специалистов были и такие, которые принимали далеко не все спектакли Новикова – режиссера, но безоговорочно высоко оценивали  его актерские работы. Известный театровед Юрий Зубков в 1982 году писал об его исполнении роли  Каренина: «… он заставил поверить в своего  Каренина, охарактеризовав его не только как  «злую машину», но и как человека искренне чувствующего и искренне страдающего». Он не боялся вносить современное осознание поступков героев классики. Потому его Астров, говоря: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и мысли», опрокидывал рюмку водки. Фамусов откровенно приставал к Лизе, а Вышневский в «Доходном месте» менторским тоном произносил: «Так было и так будет».

 Последней режиссерской работой Анатолия Григорьевича стал спектакль «Однажды в Датском королевстве» по шекспировскому «Гамлету». В великой трагедии  Новиков увидел органичное единство двух основополагающих тем его  творчества. Как верно заметила в рецензии на спектакль журналист Людмила Обуховская: «Внимательный зритель найдет в сценическом действе, переносящем нас в Датское королевство, и политические подоплеки, и социальные, и нравственные. Власть и народ. Порядочность и подлость. Закон и беззаконие. Любовь и ненависть. Корысть и альтруизм». За неделю до премьеры Анатолий Григорьевич сказал, что это будет его последняя постановка. Заметив мою недоверчивую улыбку, объяснил: «После произведения такого масштаба вряд ли смогу увлечься ещё чем-то…». Однако вскоре увлекся: мечтал поставить пронзительную человечную драму «Уступи место завтрашнему дню» Вины Дельмар, нашел неожиданное решение для «Короля Лира». А когда осенью прошлого года я принесла ему пьесу «Золото партии», он «загорелся» работой над совершенно новой пьесой Юрия Полякова. Мы подолгу обсуждали, спорили, что должно стать главным, основополагающим в спектакле по этой острой, злободневной, во многом сатирической, комедии.

 Работал Анатолий Григорьевич, как всегда, азартно. Еще за день до смерти он увлеченно репетировал с актерами, проникновенно читал им стихи Константина Симонова. Поэзию он любил и стихов наизусть он знал  великое множество. Особенно часто цитировал строки Евгения Евтушенко:

«Я разный – я натруженный

  и праздный,

  я целе –

            и нецелесообразный,

  я весь несовместимый,

                             неудобный,

  застенчивый и наглый,

                       злой и добрый».

Думается, неслучайно, ведь они точно отражают суть неординарной личности Анатолий  Новикова, навсегда вписавшего яркие страницы в театральную жизнь Крыма.

 Людмила Касьяненко

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наш сайт использует куки. Продолжая им пользоваться, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответсвии с политикой конфиденциальности.
Согласен